воскресенье, 14 августа 2016 г.

Как не отбить желание учиться у детей и взрослых

Хоть и обещала не спойлерить, но все-таки позволю себе не сдержаться, т.к. Вселенная постоянно подкидывает забавные истории.

История 1.
Недавно случайно разговорились в Skype с одним из выпускников курсов программирования, на которых он учился в далеком 2011 году.

воскресенье, 31 июля 2016 г.

Летняя школа e-learning. Выпуск 11-й

Наверное, это будет первая публикация о Школе, в которой не будет ни слова с позиции организатора - просто потому, что в этот раз я, как организатор, почти ни о чем не думала. За что отдельное спасибо как всем участникам, так и принимавшему нас "Фестивальному". Мой отзыв в этот раз - это отзыв участника.

четверг, 21 июля 2016 г.

Мои МООСи. Часть 7. "Игрофикация" на Stepic'е

Выполняю обещание: ловите заключительный пост в серии про мой МООС-опыт.

Итак, нашелся МООС, который я закончила, да еще и с отличием! :) Это курс Игрофикация на платформе Stepic. Но статья не для того, чтобы хвастаться, а для разбора опыта. 


Для начала скажу, что даже не помню, какая это по счету попытка пройти МООСи про игры и игрофикацию вообще и в обучении - в частности. Я, как заядлый геймер, уже много лет брежу этой темой, но все, что слушала/читала было какое-то... бла-бла о высоких материях... И МООСи я как специально находила такие же. Меня хватало на короткий срок (от 2 часов до 2 недель), но потом я курс бросала. Чем же этот курс оказался так удачен?

понедельник, 6 июня 2016 г.

"А не замахнуться ли нам на Вильяма... дорогого нашего... Шекспира?"

Все чаще слышу упреки, что современные дети путаются в классической литературе. Ну да, путаются. Мои дети не исключение.

Недавно читала очередную подборку перлов из сочинений и ответов на уроках. И впервые было не смешно. Но не потому, что вот такие выросли необразованные дети. А потому, что поняла, что дальше будет только хуже. Если срочно не понять одну простую вещь.

Ни дети, ни взрослые не воспринимают истории, которые им далеки. А классики далеки от сегодняшнего дня безумно. В этих произведениях нашим детям все странно: ритм жизни героев, их ценности, описание их быта и т.д.

Однажды я наблюдала, как мой младший ребенок смотрит "Барышню-крестьянку" - в школе надо было на следующий день рассказывать, а читать не хотелось. Он стойко отсидел, а после моего "Ну как?", откровенно сказал: "Если честно, скучно". Я убедилась, что он может пересказать сюжет, подправила немного - и отпустила с богом.

И что еще немаловажно. Для меня литература - это уроки жизни. Возможность понять, что бывает разная жизнь, разные люди, разные отношения. И уроки эти должны учить жить в этой жизни, а не в той. А много ли такой литературы наши дети изучают? Может быть, потому и пропадает у них любовь к чтению, что предлагаемое им чтиво им неинтересно, нерелевантно тому, что они думают и чувствуют? Неприменимо? 

среда, 1 июня 2016 г.

Ложитесь в позу "отвертки"

На самом деле, все очень просто: хотите, чтобы ответственность за результат обучения была на слушателе - дайте ему выбор. Выбор - это принятое решение. Принятое решение - это ответственность.

И речь не только о решении, которое слушатель принимает, выбирая курс. Откровенно говоря, не у всех в этом плане есть выбор. Тем же школьникам или сотрудникам компании не всегда позволено выбирать, где и чему учиться.

Гораздо важнее, чтобы у него был выбор:
  • какую цель поставить (=чему научиться);
  • в каком объеме;
  • в какие сроки;
  • какими материалами пользоваться при этом;
  • какие формы, методы, инструменты применять.

Принимая такое решение, он может (но не обязан!) обратиться к вам за помощью. А может и сам попробовать. Пусть! Займите позу "отвертки": понадобитесь - вас достанут, не понадобитесь - лежите в специальном ящике и не мешайте. 
 

среда, 30 марта 2016 г.

Заводить или запускать?

Участвую параллельно в двух проектах, на которых наблюдаю два разных подхода. Условно назвала "Заводить" и "Запускать".


понедельник, 8 февраля 2016 г.

Подумать нельзя внедрять

Еду я такая в четверг на круглый стол по перевернутому классу. На такси с общительным таксистом. Пока колесили, разговорились о том, о сем. И про образование тоже. 
И вот он мне пожаловался:
- У меня ребенок учится во 2 классе. Я его ругал, что задание домашнее не делает. А он говорит: "Не знаю как, мы не проходили это". Думал, врет. Потом выяснилось - правду говорит: учительница им дает на дом тему, чтобы мы дома сами (!!!) разбирались, а она типа на уроках им уже ничего не объясняет, только отрабатывает. Вот скажите, что это такое? Разве так можно?