пятница, 10 мая 2019 г.

Послепутевые заметки: Эстония, Финляндия, Швеция

5-10 мая с группой белорусских учителей ездила в образовательный тур по теме "STEM и Phenomenon-based learning". Посещали образовательные учреждения Эстонии, Финляндии, Швеции. Обзор поездки и несколько рекомендаций для тех, кто отправится в такие поездки в будущем - в этой статье.

Визит 1. New Nordic School (Эспоо, Финляндия)

Интересное международное учебное заведение, основанное педагогами-новаторами. За плечами каждого - опыт работы в образовательных системах разных стран: Великобритании, Саудовской Аравии, США, Китае, Сингапуре, Индии. Соответственно, взяв все самое лучшее из этих систем, они приехали в Финляндию (по крайней мере, двое из принимавших нас британцы) и запустили здесь свою образовательную программу на всех уровнях образования. 
В программе активно задействуют подход phenomenon-based learning (PhBL):
  • отправной точкой являются реальные проблемы устойчивого развития (например, проблемы мирового океана);
  • основной упор на развитие системного, творческого и критического мышления, навыков коммуникации, навыков работы с данными.
Помимо этой программы, у них есть консалтинговый продукт: помогают учебным заведениям внедрять PhBL. Для этого нужно, чтобы в УЗ нашлось не менее 20 преподавателей, готовых обучиться и внедрять этот подход, и программа внедрения должна быть рассчитана не менее, чем на 3-6 мес. Школам, чьи преподаватели успешно проходят их программу обучения, получают материалы (вроде, даже они готовы адаптировать их под национальные требования). Цена вопроса - от 800 евро на УЗ.

Визит 2. Муниципальная начальная школа в Швеции

Собственно, школа как школа, ничего необычного. Но мне была интересна, во-первых, тем, что в ней есть директор по развитию - в наших школах такой человек отсутствует в принципе. Один из результатов работы этого директора - что школу все чаще находят в Сети и приезжают с визитами из других стран. Во-вторых, учительской. Точнее - учительскими, т.к. у них есть кафедры по каждому направлению, прекрасно оборудованные всем необходимым для работы. В-третьих, (за чем и ходили) школа участвует в международном проекте Stem4Math: вместе с коллегами из Бельгии, Испании, Португалии и Финляндии разрабатывают коллекцию STEM-заданий для изучения математики в школе. 
Коллекция доступна на сайте вместе с методическими материалами. Интересность проекта в том, что задания уже опробированы в этих странах и адаптированы под национальные программы. 

Визит 3. Aalto University (Эспоо, Финляндия)

Отличный пример международного университета, генерирующего себе подготовленных абитуриентов. Университет с отличной материальной и методической базой. На этой самой базе они проводят постоянно семинары, обучающие визиты, конференции, мастер-классы. 
Основные направления образования:
  • School of Science
  • School of Business
  • School of Engineering
  • School of Chenical Engineering
  • School of Electrical Engineering
  • School of Arts, Design and Architecture
Помимо этого запустили программу Aalto University Junior, которая позволяет детям чуть ли не с детского сада учиться в их университете. Во-первых, сам университет постоянно проводит какие-то мероприятия и курсы. Во-вторых, школьные учителя частенько проводят на базе университета свои уроки (т.к. мало в какой школе есть аналогичное обеспечение). Нет ничего удивительного, что многие дети после многолетнего взаимодействия с программами университета в него и поступают.
И, разумеется, один из основных подходов, который используют для работы со школьниками - STEM, точнее - его более широкий вариант STREAM. И, конечно, тоже стремятся, чтобы все задания были прикладными, а не надуманными, и решали реальные задачи общества. Благо, база и связи позволяют.

Визит 4. Школа будущего "Сауналахти" (Эспоо, Финляндия)

Школа, которую наши учителя назвали "Школой Мечты". Собственно, сам факт, что мы туда попали - это чудо: визиты все расписаны до февраля следующего года, а нам просто повезло, что у нашего гида (которая училась когда-то на матфаке нашего педунивера, но уже 30 лет живет в Финляндии) там учится дочка, а сама эта гид - в попечительском совете школы. Правда, наши учителя больше восхищались инфраструктурой, а я - тем, что школа для детей, я не для отчетности. Тем не менее, эта школа - типичный представитель той самой финской системы, которая нас всех когда-то так взбудоражила.
У школы очень продуманное пространство - как для обучения, так и для отдыха. Прекрасно оборудованные классы. Библиотека с мягкими диванчиками и игрушками - можно завалиться в обнимку с плюшевым мишкой и читать книжки. Есть специальные зоны для отдыха - если ребенок на уроке стал себя плохо вести, его просто отпускают туда отдохнуть и успокоиться (а не выгоняют с воплями из класса, да). Есть большая зона, которая одновременно и столовая, и актовый зал, и зона для просто посидеть за столиками и позаниматься чем-то. Практически все зоны спроектированы так, чтобы можно было легко переставлять мебель, разбивать людей на пары, группы и т.п. Почти возле каждого класса мы видели специальные шкафчики и тележки для одежды и обуви, нигде ничего не валяется, и нет такого, что правый ботинок находишь в соседней раздевалке.

И, конечно, везде (а не только в вестибюле) на стенах - результаты детского творчества: рисунки, поделки, проектные артефакты, награды и т.п. Школа проводит множество совместных активностей детей и родителей, чтобы те проводили больше времени вместе. Например, курсы испанского для родителей с детьми. Вплоть до того, что родители могут участвовать в каких-то уроках. Все это бесплатно. Ну, и про PhBL, который и является основной финского образовательного феномена, говорить не приходится - никто не учит просто математику или английский: изучаются явления, и со всех сторон. 
Также в школе встретили еще один важный элемент - специального дедушку, который приходит общаться с детьми. Их таких 2-3 дедушки, которые не получают никаких зарплат, а просто разговаривают, играют, утешают, если надо. Все их очень любят.

Визит 5. Таллинская центральная гимназия

Больше всего ждала этот визит: хотя уже была в этой гимназии на, буквально, индивидуальной экскурсии, но нас же там ждала Людмила Рождественская, которую я так давно не видела, и на которую лично я возлагала большие надежды - ибо в своем отечестве пророка нет, а ее слушали внимательно! ;) 
В итоге так и произошло: что не только и не столько про STEM пошел разговор, а про использование технологий в образовании. Несколько тезисов-бальзамов на мою личную душу, которые прозвучали на встрече.
  1. Готовить детей для жизни в цифровой среде нужно в цифровой среде.
  2. Преподаватель, который это делает, сам должен быть цифровым. Ну, хоть немного :)
  3. Если в вашей школе нет возможности обеспечить каждого ребенка компьютером, то это не должно быть препятствием: девайсы есть у детей, используйте их.
  4. Не отмахивайтесь тем, что бесполезно готовить детей к цифровым экзаменам, если они все равно сдают их на бумаге - вы не знаете, как они будут их сдавать через 2 года.
Ну, а я сама насмотрелась, наконец, на чудесные интерактивные упражнения, сделанные в Desmos: мой внутренний учитель математики прямо мурлыкал :)
Еще очень понравилась замечательная тема с днями дистанта. Выбирается какое-нибудь произведение (например, последней темой был "Винни-Пух"), и вся школа готовится к этому "дню Винни-Пуха". Учителя придумывают "виннипуховые" задания (например, для изучения координатной оси было веселое упражнение в Desmos: отодвинуть пчелок от Винни на заданные координаты). Во-вторых, школа украшается соответствующим антуражем: дети рисуют плакаты, придумывают флажки и какие-то интерактивные зоны, что-то шьют и мастерят и т.п. 
С точки зрения прокачки учителей интереснейшая возможность: ведь каждый раз приходится не только использовать глубочайшие знания предмета, но и генерировать совершенно уникальный авторский контент, осваивать новые инструменты и, конечно, постоянно обмениваться идеями и опытом друг с другом. И все это никогда не повторится: в следующий раз нужно будет придумывать что-то еще! 

Визит 6. Таллинская школа 21

Если в таллинской гимназии меня неизменно восхищает Рождественская, то в этой школе меня восхитила сама школа (эстонская, не русская).
Во-первых, нас встретил потрясающий детский хор. Я продержалась минуту-полторы, и слезы потекли ручьями - так это было восхитительно. Оказывается, в Таллине чуть ли не у каждой школы такой хор, да и вообще ежегодно проводится уникальный хоровой фестиваль, на который приезжают со всего мира.
Во-вторых, нас по школе водили дети: мальчик Александр сопровождал нас на прекрасном английском языке и девочка Лиза (с Витебскими, как оказалось корнями), которая сопровождала нас на свободном русском и переводила для нас с английского и эстонского. Я потом спрашивала у коллег: у кого в школе есть хотя бы одна такая Лиза, которая сможет сопровождать туристическую группу на трех языках? Все признались: нет ни у кого такой девочки. И даже защитная мысль, что девочка в 10 классе, и уже готовится к университету не спасла: пара 12-летних мальчишек на свободном русском демонстрировали разработанного ими же робота, с которым буквально недавно выиграли международный чемпионат.
В-третьих, на базе школы создан уникальный и, по сути, единственный в Балтике STEM-класс, оснащенный несколькими видами лего-роботов, планшетами и ноутбуками. На базе этого класса изучаются разные науки. 

Простой пример для изучения математики. Тема - длина окружности. Взяли робота на колесах, измерили диаметр колеса, подставили в формулу, посчитали. Потом запустили робота и замерили несколько раз, какое расстояние он пройдет, сделав один полный оборот колеса. Сравнили. Убедились, что формула не врет ;)
В-четвертых, это была еще одна школа для детей, а не для отчетов. Дети там во всем и все для них. Про всякую технику типа планшеты, ноутбуки у каждого, отличный wi-fi - я молчу. Как и о том, что видела детей, которые делали задание, слушая музыку в наушниках. Изучаются обязательно в качестве иностранных английский и русский, позже еще один на выбор (несколько вариантов), плюс сейчас уже адаптированы программы, чтобы ввести третий базовый иностранный - немецкий. Кстати, на иностранном говорят и учителя, в то время, как в нашей группе только учителя английского говорили и понимали английский и несколько еще человек, которые хорошо понимали, но не могли говорить.
Помимо основных дисциплин, каждый должен изучить 11 дополнительных предметов. Перечень предметов огромен (одних только хоров 5 вариантов), распределен по уровням (начальная, средняя, старшая школа), некоторые предметы можно изучать несколько лет, постоянно углубляя уровень. Кстати, один из таких предметов меня потряс: ИТ в обучении. Шах и мат, как говорится: со школьной скамьи EdTech-специалистов растят. Так что когда их дети уделают наших преподавателей в цифровизации образования, не удивляйтесь, ага.
В-четвертых, в школе допускается, что программу, например, по тому же английскому можно проходить в другом месте. Если ты принесешь сертификат, подтверждающий твой уровень, то этого достаточно, и в школе можно уже не сдавать экзамен. Соответственно, такая же история при поступлении: никаких ЕГЭ, ЦТ и всего вот этого - достаточно принести сертификаты, которым доверяет вуз.
В-пятых, в школе часто проводятся дни культуры какой-то страны. Так же, как и в Таллинской гимназии, к этим дням готовятся все. Дети что-то рисуют и мастерят, учителя придумывают какие-то интересные активности, приглашаются интересные люди, разучиваются песни и т.п. Так маленьких эстонцев учат уважать разные народы.
Вообще эстонцы по рейтингу PISA уже обошли финнов, хотя такой задачи себе вообще не ставили, просто делали свое дело. Собственно, 21-я школа - наглядный пример таких достижений. И если те метаморфозы, которые я наблюдала раньше, отчасти были обеспечены за счет того, что Эстония маленькая, и некоторые изменения в ней происходят быстрее, то сейчас уже вижу многое, что зависит не от размера, а просто от "берем и делаем".

Немного общих впечатлений

Были мысли и впечатления, которые устойчиво возникали - куда бы мы ни приходили. 
  • Никому уже не приходит в голову отбирать телефоны. Везде признавались, что поначалу боролись разными способами, битву эту проиграли и поняли, что важно не бороться, а научиться использовать по делу.  
  • Все УЗ подчеркивали особую важность командной работы учителей. Постоянный обмен опытом, совместная выработка решений, совместное сопровождение учебных проектов - все это критически важно.
  • Во всех УЗ инфраструктура доступна детям в любой момент, когда им нужно. И я сейчас не про шустрый wi-fi, который есть в каждой школе. В той же таллинской 21-й школе навороченный STEM-класс стоимостью 104.000 евро используется не только для уроков и кружков, а и просто для свободного посещения, по желанию. А разные зоны так уютно и продуманно сделаны, что в них и одному приятно чем-то позаниматься, и сесть группой, чтобы обсудить проект или просто вместе попить чаю. 
  • Нигде родители не возмущаются тем, что надо участвовать в жизни УЗ - наоборот, очень активны, участвуют в принятии важных решений, помогают организационно и финансово, воспринимают это как само собой очевидное, а не как поборы. При том, что:
    • в тех же финских школах с 1 по 9 класс обучение бесплатное полностью - тетрадки, ручки, альбомы, краски, учебники и т.п. за счет государства, и только в старших классах покупаются самими учениками;
    • у них тоже строго очень следят за коррупцией, и просто так школе денег не дашь - надо перечислять на специальный счет и указывать цель использования.
  • Вообще когда смотришь на их инфраструктуру и все вот это, надо четко понимать: никому там ничего не падает сверху. Правительство что-то дает, но этого очень мало. Поэтому плотно работают с вузами и бизнесом, участвуют в грантовых проектах и конкурсах. Все УЗ, в которых мы были, предприимчивые, т.к. понимают, что ждать денег нет смысла, их надо зарабатывать. 
  • С тем же финским образованием надо понимать, что все те громкие изменения, которые там происходят с 2016 года, не проходят безболезненно. Для учителей многое поменялось. При этом отчасти сократилось финансирование школам, из-за чего школы стали меньше привлекать так называемых учителей-помощников, которых раньше приглашали за деньги в помощь основным учителям. Таким образом, вся нагрузка, которая раньше распределялась между основным и вспомогательным педсоставом, упала на основной.
  • У европейских школ больше международных проектов. Возможно, отчасти именно поэтому везде, где мы были, хорошо говорят на-английском - постоянное взаимодействие с иностранными партнерами и фондами не проходит бесследно. Акценты и нюансы произношения никого там не смущают. Главное - взаимодействуем.
  • Учителя в международных проектах участвуют чаще за идею, на зарплаты эти проекты практически не влияют. Могут быть компенсированы перелеты к партнерам или какое-то обучение - часто, этим и ограничено. Но об этом, такое ощущение, никто и не думает, т.к. главное - профессиональное развитие. А во главе всего - интересы детей, поэтому проекты направлены на развитие инфраструктуры, налаживание международных связей, обеспечение детей поездками на международные конкурсы и т.п.
  • По той же, видимо, причине немного удивлялись они вопросам про возрастающую при том же проектном подходе нагрузку на учителя. Их лица в ответ на этот вопрос как бы недоумевали: "И чо?..". Надо - делаем.
  • Вообще разницу между нашим отношением я сформулировала налету в Facebook буквально в начале поездки. Мы в ответ на вызов говорим: "Это важно, но сложно". Они говорят: "Это сложно, но важно". 
  • Наверное, поэтому, несмотря на все их возможности и прорывы, они так же остро, как и мы, нуждаются в кадрах. Разница лишь в том, что к ним эти кадры начинают понемногу подтягиваться из-за рубежа.

И немного организационного

Сразу скажу: это была самая выматывающая поездка в моей жизни. Ни из одной я еще не возвращалась с такими неприлично распухшими ногами, половиной переломанных ногтей и жутким недосыпом. Ноги и ногти - последствия переездов (в первую очередь - автобусных). Недосып - следствие насыщенности программы (например, в Таллинской гимназии наш визит начинался с 6:45).
Где-то мне не хватило опыта путешествий, чтобы было удобнее, а где-то я сообразила, как сделать удобнее. Я смеялась, что нахожусь на нижнем уровне пирамиды Маслоу - хочу спокойно есть и спать (но так-то Маслоу наврал, и я стремилась ко всем элементам его пирамиды).
Компания EduTravel такие мероприятия планирует и в будущем, и если кто-то захочет присоединиться, то несколько советов могут быть полезны.
Для начала наша логистика:
  • переезд на автобусе в Таллин (на много часов застряли на границе с Литвой) - с 01:00 до 19:00;
  • ночлег в отеле Таллина (выезд в 5:00);
  • 3 ночлега на паромах: 
    • из Турку в Стокгольм - с 20:55 до 6:30;
    • из Стокгольма в Турку - с 20:00 до 7:30, 
    • из Турку в Таллин - с 20:30 до 6:00;
  • по самим городам - пешеходно-автобусные экскурсии и автобусные переезды (иногда 2-часовые) до мест посещений;
  • переезд на автобусе из Таллина в Минск (автобус решили прорентгенить, и мы снова застряли) - с 15:00 до 7:00.
Об автобусных переездах
Остановки короткие на 15 минут (санитарные паузы) на границах государств (Литва, Латвия, Эстония). Бумага может быть не везде, так что лучше взять немного с собой в дорогу, или иметь бумажные платочки.
По дороге в Таллин делали одну длинную остановку на 45 минут - с кафе. Но вообще едой и питьем на автобусный переезд нужно запастись. Не все догадались сложить это отдельно от основного багажа и взять с собой в автобус. Пить надо аккуратно: ноги очень отекают. По этой же причине лучше брать обычную воду, а не что-то сладкое. 
Завидовала тем, кто взял тапки и дорожные подушечки (кто мерзлявый, надо бы еще брать плед). Вообще лучше всего брать удобную, разношенную обувь, которую вы даже с отекшими ногами не будете особо чувствовать (а ноги отекут точно). На каждой остановке лучше выйти и немного походить - становится легче.
В разных частях автобуса разная температура, поэтому одним может быть прохладно, другим жарко. Я спасалась разнослойностью одежды: стало жарко - осталась в майке, холодно - надела пиджак или кардиган. 
В автобусе может быть проблема с зарядкой: даже когда розетка есть, она не всегда работает, т.к. зависит от двигателя. Поэтому если батарея у телефона так себе, лучше иметь при себе powerbank, чтобы хватило на 16-18 часов поездки.
По дороге в Европу багаж досматривают только литовцы, по дороге обратно - только наши. Литовцы досматривают вручную, наши - через рентген. Помимо багажа пограничники смотрят сам автобус, поэтому если куртку или бутылку с водой можно оставить, то сумки надо брать с собой. Несколько коллег по дороге обратно оставили сумки и понесли на досмотр только багаж - заставили вернуться и забрать на рентген и эти сумки. 
Также автобус могут отправить на дополнительный сканер - тогда придется его подождать с часик на улице.

О переправке на паромах
Многие из нас представляли себе седых паромщиков, которые крутят колесико. Но на самом деле - это 10-11-этажные корабли с несколькими кафе, магазинами, сауной, детской игровой комнатой, казино, каютами для ночлега и т.п. 
Билет на паром электронный, он же ключ от каюты, он же может понадобиться для покупки завтрака. На билете - номер каюты и ФИО. Терять его нельзя, меняться тоже. На один из паромов две участницы решили поменяться каютами, и думали, что достаточно поменяться билетами-ключами. Но при входе на паром пограничники сверяли фамилию на билете и в паспорте, и получилась проблема. 
Завтраки на всех паромах - шведский стол, 12 евро, в специальном кафе. Если есть ссобойка, то можно завтракать в каюте. А вообще кафе обычно трех видов:
  • еда по меню - выбрали, заказали, съели, оплатили;
  • шведский стол - заплатили 35 евро и ели-пили, что хотели (включая напитки и десерты);
  • на развес - набрали чего захотели, взвесили, оплатили.
Распознать их легко: по меню - кассира нет, рассчитывает официант; шведский стол - кассир на входе; на развес - кассир на выходе. Со шведского стола выносить ничего не рекомендуется. В кафе на развес можно купить фрукты, напитки, упакованный для выноса фастфуд (салаты, бутерброды и т.п.).
Мы жили в 4-местных каютах. Устроены они как купе в поездах, плюс есть санузел с душем и небольшая прихожая. Фен только на одном из паромов, так что если актуален, лучше свой везти. При переправе Турку-Таллин паром пришел в порт около полуночи, но мы не выходили, т.к. паром может стоять просто в порту с ночующими на нем пассажирами (некоторые так делают, чтобы сэкономить на отелях). 
Чтобы все утром умылись и привели себя в порядок, мы составляли расписание с учетом, кому сколько времени надо на свои процедуры и на завтрак. Советую все, что можно, сделать с вечера (например, кому надо долго сушить волосы, лучше не оставлять на утро). 
Важно учитывать, что клининговая служба на паромах начинает работать заранее, и вас могут попросить освободить каюту раньше, чем вы рассчитывали. У нас так было на последнем пароме: мы рассчитывали, что каюта в нашем распоряжении до 6:00, но в 5:35 сотрудница сказала, что в 5:45 мы должны освободить каюту. Хорошо, что кто-то успел немного собраться, а кому-то пришлось буквально вскакивать с постели и быстро-быстро одеваться и собирать вещи. Неудивительно, что кто-то что-то позабывал в каютах (хотя уборщица быстро нашла и успела отдать).

И напоследок

Я совсем не жалею, что попала в эту поездку. Если что-то и омрачило ее, то это дискомфорт автобусных переездов и недосып из-за ранних активностей. И я, конечно, в следующий раз как следует подумаю, если увижу такой тур: имхо, надо коллегам искать спонсоров, чтобы можно было обеспечить более здоровый режим, и чтобы люди не клевали носами на последних встречах, и не падали на первый увиденный стул.

И тем не менее, поездка была мне полезна.
Во-первых, я набрала полезных визиток и предварительно договорилась показать этим УЗ свой продукт. 
Во-вторых, я смогу приводить еще больше примеров, как может и должно быть устроено образование. И еще лучше объяснять, почему в таком устройстве нет ничего сложного и невозможного для нас. 
В-третьих, я познакомилась с несколькими крутейшими белорусскими учителями и руководителями школ, и поняла, что у нас еще не все потеряно, пока есть такие люди в профессии. Некоторым из них тесно в такой узкой теме, как тот же STEM. Некоторые из них все это внедрили уже давно, да на таком уровне, что пора уже к ним европейцев возить на стажировку, а не наоборот.
В-четвертых, я с удивлением обнаружила, что совершенно готова слушать европейцев на английском, и вообще была одной из немногих англослушащих (на говорящую пока не подпишусь) в нашей группе. Это не только порадовало, но и сильно выручило: наша переводчица в последний момент в силу жуткого форс-мажора не смогла поехать, и ее функции выполняла одна из учителей английского, которая не очень была готова переводить некоторые специфические вещи, и до меня дошли бы совсем иные смыслы, нежели были на самом деле... Появился дополнительный мотиватор, чтобы еще лучше натренировать англослышание и всерьез заняться англоговорением.

Резюмируя двумя словами: очень устала и очень вдохновлена :)

8 комментариев:

  1. Замечательная возможность увидеть то, о чем мечтал, читал, слышал в реалиях жизни, в реалиях процесса развития и детей, и педагогов, и родителей, и.... всех заинтересованных в будущем!

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, большое спасибо за замечательные путевые заметки! Очень подробно, толково, наглядно и увлекательно написано.

    ОтветитьУдалить
  3. Лена, как здорово читать услышанное тобой (я тут исключительно про нашу гимназию и мое выступление). Еще раз убеждаюсь: подобные встречи и их результат - всегда часть совместного творческого процесса всех участников. Все, что, как мне казалось лишь примерами, иллюстрирующими некоторые тезисы, ты вынесла в качестве важных пунктов. Даже не могу представить: сколько разных версий мы смогли услышать, если бы хотя бы часть участников рефлексировала так как ты. Надеюсь на новые встречи-события.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо,Елена, за такую содержательную статью. Очень благодарна поездке, которая познакомила нас. Рада буду сотрудничеству с тобою, как первоклассным специалистом в области IT. Поездка была действительно насыщенной и интересной. Благодарю организатора Елену Викторовну Луцевич

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо,я очень заинтересовалась,хочется перечитать не один раз.
    Здорово, когда опять узнаешь,что есть активные, твооорческие, открытые коллеги, неравнодушные к образованию в целом.
    Огромное спасибо Вам.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо огромное за тезисы.очееь полезно тем,кто не имеет возможности так проехаться .оч оче интересно узнать новое,что воодушевляет на дальнейшую работу и поиск

    ОтветитьУдалить
  7. Приглашаю вас в стажировки по образовательным объектам Финляндии, Швейцарии, Германии, Эстонии, Японии! Интенсивно, комплексно и комфортно! www.ruspro-edu.com Ближайшая стажировка в Финляндии в сентябре 2019 www.finrusedutour.ru

    ОтветитьУдалить