вторник, 4 августа 2015 г.

Как мы отпраздновали юбилейную Школу e-learning

В анонсах 10-й Школы e-learning обещала людям eL-праздник. Не знаю, как у людей, а у меня праздник состоялся, и даже длился дольше запланированного: начался на два дня раньше (приехал Костя +Бугайчук) и закончился на день позже (+Юрий Майский прокатил в Мир и Несвиж). Но я расскажу о том, что было между.




День 1-й.
Поскольку в eL-кругах закрепилось что-то вроде бренда "белорусская школа", первый мастер-класс всегда проводит кто-то из белорусских участников. В этот раз открывал Школу  +Vladimir Naumov. Мастер-класс он провел, как всегда, в присущем только ему стиле, который по ходу Школы обрел наконец-то специальное название: наумовщина.
Чего стоят его "няшные" задания в стиле "Дайте определение, что такое опыт?" Думаете, так просто? :) Попробуйте, в комментариях отпишите свое определение, и посмотрите, что у других получается! Мы, говоря об обучении, часто жонглируем словами "опыт", "знание", "информация", "контроль", не всегда осознавая толком, о чем мы говорим.
А под конец некоторые участники аж выдохнули, когда увидели слайд, наглядно показывающий, почему eL-специалист не может и не должен быть универсалом. На самом деле, eL-специалист должен сконцентрироваться только на одном уровне проектирования, а не пытаться объять необъятное и впихнуть в свои задачи невпихуемое. Многие же пытаются работать на всех уровнях, потому и получаем много поверхностных продуктов. Пора определиться, по каким моделям мы спецы, и развиваться в эту сторону.

Ну и, апофеозом стала реплика "У нас у всех - искуственный интеллект". И дальше - просто и по-наумовски обосновано, почему. И мы это приняли! И всю Школу потом себя так и называли: искуственные интеллекты :) Поэтому когда на награждении я достала две книги по искуственному интеллекту, они были восприняты на ура (еще раз большое спасибо издательству "Альпина Паблишер" и лично Александру Шумилину за эти подарки).

***
Вечером белорусско-российско-украинская бригада в составе Сергея Запорожченко, Эдика Пономарева и Кости Бугайчука приготовила нам отменный шашлычок, который я замариновала накануне. Над нашей беседкой раскинулась радуга, и нам было вкусно и душевно.

День 2.
День начался с мастер-класса Елены Денисовой - про автоматизацию обучения. После небольшой разминки и короткого теоретического погружения началась моя любимая игра: включаем "дурочку". Лена предстала в роли Клиента (директор учебного центра), которому нужна автоматизация. Какая и зачем - предстояло выяснить: собрать бизнес-требования. Выяснением мы занимались в командах.
И вот тут опять сработало: кто что продает, о том с клиентом и говорит. Кто хорошо делает курсы - пытается продавать хорошие е-курсы. Кто продает LMS - пытается продать LMS. А на самом деле после интервью, проведенных двумя первыми группами, стало очевидно, что "клиенту" Денисовой нужна простая, человеческая CRM!
Это классическая ошибка, с которой я давно сталкиваюсь - как со стороны клиентов, так и со стороны подрядчиков. Так четко вбилось нам в голову, что для учебных организаций автоматизация - значит, LMS, е-курсы и тесты! Но если говорить о клиенте, а не о своем продукте, и вообще понимать, что такое автоматизация бизнес-процессов, то картина может резко поменяться.
Еще один интересный момент случился, когда мы стали описывать процессы друг друга, и кто-то из участников, глядя на логичные схемы, сказал, что они потому и логичные, что подходят всем. Но позже вылезли примеры, в которых процессы могут идти в совершенно ином, "нелогичном" порядке. Но это не значит, что там бардак - просто другие цели, другие процессы.

В этот же день отличный мастер-класс провел Максим Скрябин. Шаг за шагом, последовательно и аккуратно проанализировали, для какого отчета нам нужна визуализация, а затем накреативили 4 отличных отчета для LMS. Ни в одной LMS я таких не видела! Заставило серьезно призадуматься, а зачем нам, собственно, аналитические отчеты в LMS и чего мы в них хотим видеть? Какие решения по этой аналитике хотим принимать?
***
Вечер коротали за игрой в Доббль и Uno. И за приятными беседами о том, о сем - когда ж еще можно наговориться про e-learning до ночи?

День 3.
Самый насыщенный день был, конечно, третий, потому что нам предстояло прожить сразу 3 мастер-класса.
Начало дня задал Юрий Майский. Причем, задал он его еще с вечера накануне, раздав всем стаканчики с морской солью и велев прополоскать горло после завтрака, перед мастер-классом. Честно сказать, не самое вкусное занятие, и я потом еще долго полоскала рот, пытаясь смыть соль. Но эффект был совершенно наглядный, и когда Юра на мастер-классе пояснил, зачем это надо было делать, я уже понимала, как здорово прочищается горло таким полосканием.
А потом началось что-то невообразимое. Сначала разминались на простейших звуках, потом и Пушкину с Лермонтовым досталось. И все это... под дружный хохот, потому что упражнения были очень веселые. Их даже трудно было выполнять: иногда смеяться было нельзя, но не получалось! Серьезный момент был только один: когда мы выпросили у Юры, чтобы он, в отличие от нас, стихотворение Лермонтова "Парус" не прочитал, а спел романс. Очень проникновенно получилось.
Под конец мастер-класса у меня лично от смеха болел и живот и все мышцы лица (о наличии некоторых мышц я даже не знала). Два часа пролетели незаметно! Ну, а мне больше всего запомнились замечательные короткие рассказы, которые мы читали. В общем, просто супер: и содержание, и форма, и эмоции.


***
Затем пришла моя очередь. Тема, которая давно меня будоражит - активная оценка. Тем более, что я считаю, что в elearning ей самое место. Прямо вот идеальная почва. И что важно, опыта уже набралось - прямо распирало поделиться! Из-за этого "распирания" получилось немного сумбурно, но зато и участники стали вспоминать, как они уже применяли элементы в своих курсах!
Накануне в кулуарах говорила участникам: моя задача - отравить темой. Причем, меня вполне устроит, если результат будет не сразу, а через некоторое время. Если она и их будет медленно, но верно, разворачивать к активной оценке. Главные мысли, которые я хотела донести:

  • оценка должна быть активной,
  • обратная связь должна быть активной,
  • преподаватель для оценивания не нужен, и функцию оценки и контроля достижений надо делегировать обучаемым;
  • такой активной оценкой занимаются первоклашки, значит, и взрослые могут;
  • "все уже украдено до нас" дядюшкой Блумом, бери и пользуйся!

Сразу могу сказать: все, что я хотела получить от участников - получила. Все мысли, все реплики, все продукты. Надеюсь, польза была, процесс отравления пошел :) Жаль, не хватило времени посмотреть, кто как активно оценился по результатам тренинга!
***
И напоследок нас ждал мастер-класс Кости Бугайчука. Я ему призналась перед Школой: специально поставила свой мастер-класс раньше его, потому что после него в аудитории нечего делать. Думаете, подленько с моей стороны? :) Нет! Оказалось, в самый раз! Потому что снова после серьезной темы участникам предложили оторваться по полной.
Сначала устроили биатлон на друдлах (теперь я знаю, как такие картинки называются!). Н поскольку все мы креативные, и "никто не хотел умирать", держались стойко и не выбывали до последнего.
Потом дошла очередь до фокальных объектов. Нам дали верблюда, бабочку, автомобиль и телефон. Нужно было накреативить ассоциаций, с помощью которых потом проектировать курс по презентациям. И снова получилось у всех по-разному: кто-то использовал ассоциации для креатива содержания, кто-то - для сбора требований к курсу, а Володя Наумов вообще придумал обучающий курс по уклонению от столкновения на дороге с напуганным бабочкой верблюдом, который проецируется на лобовое стекло. Я, в общем, давно полагала, что будущее e-learning - обучение на всех возможных экранах, включая лобовые окна (я серьезно!).
Но самое веселое было, когда дошли до визуализации пословиц и поговорок. Для разминки Костя показал несколько веселых примеров из Интернета. Но после мастер-класса Максима Скрябина по визуализации из зала посыпались реплики: "Это неправильная визуализация!", "В этой картинке смысл искажен!", "Здесь нужен другой тип диаграммы!". Но Костя офицер, его не испугаешь: он выдал нам список - визуализируйте, граждане, не искажая смысла! Что поразило: у всех один и тот же список, и буквально парочка совпадений. У каждой команды нашлось оригинальное решение. Для себя поняла, что сколько чтецов - столько интерпретаций. Сколько интерпретаций - столько визуализаций. И так по кругу.

***
Напрасно я боялась, что люди устанут. Время пролетело так незаметно, что мы даже выбились из графика: закончили не за полтора часа до ужина, а за полчаса. Во время ужина +Zavyalova Olga призналась: "Вы нас прямо вымотали сегодня!" А мы ж того и хотели, да, ребята? ;) Да и не чувствовалось никакой усталости, когда мы после ужина играли в "Экивоки".

День 4-й.
Для меня всегда самый сложный. Потому что все уезжают. Помимо связанной с этим организационной суеты, это всегда грустно. Но думать об этом было некогда: мне пришлось опять серьезничать, чтобы уместить 8-часовой тренинг по информационному дизайну и юзабилити е-курсов в 2-часовой.
На Школе тому, кто ведет последний мастер-класс, легче, чем остальным. Потому что все уже понимают и принимают друг друга, говорят на одном языке, раскрыты и готовы к творчеству. Мне ничего не оставалось, чтобы просто плыть вместе со всеми по течению, доставать свои кейсы и рекомендации и получать в ответ кейсы и рекомендации коллег.
Простые, казалось бы, и очевидные вещи - но мы их часто упускаем, когда проектируем курсы - даже если уже имели подобный опыт, не формализуем его. И еще неоправданно мало думаем об удобстве тех, кто будет обучаться по нашему курсу.

***
После мастер-класса нам еще предстояла сессия с презентациями проектов, а также две приятные процедуры: голосование и награждение победителей.
Как всегда, удивилась невероятной энергии, которая распространяется во все стороны от Марины Трубиной - поэтому она и успевает в кратчайшие сроки внедрить технологии в обучение и сделать жизнь преподавателей и студентов невозможной без этого.
Два очень интересных и совершенно разных проекта представил Сергей Запорожченко. Вот прямо для учебника:
  • первый проект показал, как неприлично малыми ресурсами поднять международную мультиязычную систему дистанционного обучения спасателей;
  • второй продемонстрировал, какая серьезная команда должна поработать над настоящей виртуальной лабораторией, имитирующей сложнейшее оборудование, на которой потом будут обучаться уникальные специалисты.
И в тот же учебник просто обязан быть вписан проект-победитель, который представила Ольга Завьялова. В одиночку, имея только выделенный кусочек Moodle, Ольга реализовала сложнейшую программу переподготовки для специалистов дошкольного образования в соответствии с ФГОСами. Да так удачно, что программа стала продавать себя сама, без всякой рекламы, и теперь отбоя нет от слушателей. Самоокупаемость, разумеется, высокая, при том, что на зарплатах преподавателям не экономят. Так что теперь тех, кто ноет, что им денег на ДО не хватает, я буду отлавливать и отвозить в Шую к Ольге - на перевоспитание.

***
И напоследок мне осталось еще раз порадоваться и еще раз рассыпаться в благодарностях.
Я благодарю всх участников за то, что смело бросались во все, во что мы с ведущими вас втягивали, за подаренные эмоции, за допинг и Школу, после которой вернулась уверенность, что все будет хорошо - рано или поздно, так или иначе. Спасибо вам за праздник e-learning, который вы создали и разделили вместе со мной!
И я очень рада за наших победителей! Все победы были очень убедительными, с большим отрывом.

  • Оля Завьялова, ты - героиня и удивительное сочетание обаятельной и нежной женщины, у которой внутри надежный стержень! Я счастлива, что ты к нам выбралась, и, судя по всему, не разочаровалась! 
  • Сережа Запорожченко, повторю теперь при всех: ты - открытие Школы и мое личное! Я безумно рада, что в Беларуси есть такой специалист! 
  • Леночка Денисова, ты - образец профессионала, который точно знает, что нужно делать, и как нужно делать. Я уверена, что для тебя нерешаемых задач не существует. И это просто здорово! Восхищаюсь тобой и твоей командой, которую (спасибо тебе огромное!) ты регулярно к нам привозишь (жаль-жаль-жаль, что не всю сразу!).
  • Юра! Майский! Не знаю, как ты, а я давно ждала, что тебя признают Мастером! И вот ты - безоговорочный лидер Школы-2015! Браво! Брависсимо! Ну, а на бис, насколько я знаю, ты вскоре выйдешь на вебинаре ;)
***
И еще две особые благодарности за подарки, которые меня очень тронули.
Первая - Косте Бугайчуку, за Орден Любви (настоящий, с гербом и орденской книжкой) - за любовь к своему делу. Пожалуй, это один из самых трогательных подарков, который я получила. Когда я его увидела, мне стало стыдно за все мысли про то, чтобы эта Школа стала последней, а портал e-learning.by ушел в историю. Посещали, каюсь. В какой-то момент на каждого из нас наваливается усталость, и хочется все бросить. Все! Больше не хочется!

И вторая - Марине Трубиной за благодарственное письмо от РГГМУ. Не так много у меня рамочек, которые хочется повесить на стену, на самое видное место. Как только заведу себе офис, так и поступлю.

P.S.
Будем считать, что 10-я Школа была в этой замечательной игре очередным пройденным 10-м уровнем. Впереди нас ждет новое оружие, новые ресурсы и новые боссы, которых мы обязательно пройдем! Жду всех через год, летом, в Беларуси!

Комментариев нет:

Отправить комментарий