пятница, 31 октября 2014 г.

Про адаптивный учебный контент

В Сети все чаще всплывают статьи о том, что в будущем контент будет адаптироваться под студента. И для кого-то эта идея как будто открытие. А ведь ничего революционного в этой идее нет.
Вспомнилось, как еще в 2006 году +Dima Krechman на Рождественском семинаре "Гиперметода" показывал, как в eLearning Server 3000 (который теперь 4G) можно делать тесты, по результатам которых автоматически:

  • студент может быть зачислен в ту или иную группу;
  • студенту может быть назначен тот или иной курс;
  • студенту при повторном тестировании будет задаваться больше вопросов по тем темам, по которым он при первом тестировании имел больше всего проблем.
Сейчас, правда, речь идет не только о том, что индивидуальная траектория и контент подбираются по результатам теста. Поднимается вопрос о том, чтобы учитывать предпочтения и интересы студента: подобно тому, как Google подкладывает нам рекламу, анализируя, чем мы интересовались в поисковиках, подкладывать обучаемому обучение по интересующим его темам.
Хорошая идея. Но до реализации она дойдет у единиц. Причин несколько, и все очевидны.

Причина 1. Контент при таком подходе должен быть раздроблен на много-много мелких единиц. Многим для этого придется дробить нещадно свои электронные курсы. А это чертова туча работы. Я могу это утверждать, т.к. именно этим сейчас и занимаюсь: дроблю свои 60-80-часовые курсы на мелкие части. Надо ли говорить, что приходится перерабатывать материал даже содержательно?

Причина 2. Контент должен быть в разных формах: текст, видео, графика, квесты и т.п. Иначе как учесть предпочтения обучаемых? У меня, к примеру, предпочтения по форме получения информации следующие (от любимых к нелюбимым): игра > видео (но не говорящая голова!)> инфографика > многабукафф > аудио. У кого-то - наоборот. Кто-нибудь готов удовлетворить нас обоих?

Причина 3. Контент должен быть в разных стилях: в научном, публицистическом, разговорном и т.п. Именно не может быть, а должен!

В связи с этим все мантры про то, что в солидных университетах должны быть только солидные тексты, а учеба - это тяжкий труд, надо забыть. Как и мантру, что дистанционное обучение только для очень мотивированных. Это не ДО для очень мотивированных - это классические формы обучения только для очень мотивированных.

Таким образом, адаптивного учебного контента не будет до тех пор, пока не будут обеспечены:

  • атомарность контента;
  • разнообразие форм;
  • разнообразие стилей.
Приведу примерчик (извините, снова про себя, но это только для наглядности).
Я - опытный преподаватель с готовыми учебными материалами по нескольким курсам. Свободно себя чувствую в MS Office, Corel, 3ds max, Flash, CourseLab, iSpring и еще в паре десятков приложений. При необходимости могу исправить, как мне нужно, HTML, CSS и JavaScript (а совсем при необходимости - и сама напишу). Знакома не понаслышке с графическим, информационным и педагогическим дизайнами. Иными словами, птица-говорун, стою целого зоопарка. Чтобы подготовить такой контент по любому своему курсу, мне нужно будет 1,5-2 месяца, если буду только этим заниматься. Это опять-таки я не с потолка беру, а оцениваю исходя из того, что как раз этим занимаюсь сейчас.
Так что, я думаю, ждут нас в будущем несколько ярких выступлений и неярких диссертаций по теме. Возможно, даже несколько проектов в обертке с надписью "Адаптивное обучение". Но до действительно эффективных проектов с адаптивным обучением дело дойдет еще не скоро. Буду рада ошибаться.