пятница, 31 октября 2014 г.

Про адаптивный учебный контент

В Сети все чаще всплывают статьи о том, что в будущем контент будет адаптироваться под студента. И для кого-то эта идея как будто открытие. А ведь ничего революционного в этой идее нет.
Вспомнилось, как еще в 2006 году +Dima Krechman на Рождественском семинаре "Гиперметода" показывал, как в eLearning Server 3000 (который теперь 4G) можно делать тесты, по результатам которых автоматически:

  • студент может быть зачислен в ту или иную группу;
  • студенту может быть назначен тот или иной курс;
  • студенту при повторном тестировании будет задаваться больше вопросов по тем темам, по которым он при первом тестировании имел больше всего проблем.
Сейчас, правда, речь идет не только о том, что индивидуальная траектория и контент подбираются по результатам теста. Поднимается вопрос о том, чтобы учитывать предпочтения и интересы студента: подобно тому, как Google подкладывает нам рекламу, анализируя, чем мы интересовались в поисковиках, подкладывать обучаемому обучение по интересующим его темам.
Хорошая идея. Но до реализации она дойдет у единиц. Причин несколько, и все очевидны.

Причина 1. Контент при таком подходе должен быть раздроблен на много-много мелких единиц. Многим для этого придется дробить нещадно свои электронные курсы. А это чертова туча работы. Я могу это утверждать, т.к. именно этим сейчас и занимаюсь: дроблю свои 60-80-часовые курсы на мелкие части. Надо ли говорить, что приходится перерабатывать материал даже содержательно?

Причина 2. Контент должен быть в разных формах: текст, видео, графика, квесты и т.п. Иначе как учесть предпочтения обучаемых? У меня, к примеру, предпочтения по форме получения информации следующие (от любимых к нелюбимым): игра > видео (но не говорящая голова!)> инфографика > многабукафф > аудио. У кого-то - наоборот. Кто-нибудь готов удовлетворить нас обоих?

Причина 3. Контент должен быть в разных стилях: в научном, публицистическом, разговорном и т.п. Именно не может быть, а должен!

В связи с этим все мантры про то, что в солидных университетах должны быть только солидные тексты, а учеба - это тяжкий труд, надо забыть. Как и мантру, что дистанционное обучение только для очень мотивированных. Это не ДО для очень мотивированных - это классические формы обучения только для очень мотивированных.

Таким образом, адаптивного учебного контента не будет до тех пор, пока не будут обеспечены:

  • атомарность контента;
  • разнообразие форм;
  • разнообразие стилей.
Приведу примерчик (извините, снова про себя, но это только для наглядности).
Я - опытный преподаватель с готовыми учебными материалами по нескольким курсам. Свободно себя чувствую в MS Office, Corel, 3ds max, Flash, CourseLab, iSpring и еще в паре десятков приложений. При необходимости могу исправить, как мне нужно, HTML, CSS и JavaScript (а совсем при необходимости - и сама напишу). Знакома не понаслышке с графическим, информационным и педагогическим дизайнами. Иными словами, птица-говорун, стою целого зоопарка. Чтобы подготовить такой контент по любому своему курсу, мне нужно будет 1,5-2 месяца, если буду только этим заниматься. Это опять-таки я не с потолка беру, а оцениваю исходя из того, что как раз этим занимаюсь сейчас.
Так что, я думаю, ждут нас в будущем несколько ярких выступлений и неярких диссертаций по теме. Возможно, даже несколько проектов в обертке с надписью "Адаптивное обучение". Но до действительно эффективных проектов с адаптивным обучением дело дойдет еще не скоро. Буду рада ошибаться.

3 комментария:

  1. Вы можете этим заняться здесь http://vu.elsu.ru/moodle

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за приглашение, Владимир! Но я лучше не буду мешать :)

    ОтветитьУдалить
  3. Thanks for sharing, nice post! Post really provice useful information!

    An Thái Sơn chia sẻ trẻ sơ sinh nằm nôi điện có tốt không hay võng điện có tốt không và giải đáp cục điện đưa võng giá bao nhiêu cũng như địa chỉ bán máy đưa võng ở đâu uy tín.

    ОтветитьУдалить