понедельник, 5 января 2015 г.

Неудобные

Пару месяцев назад мой 75-летний дядюшка сделал жене (тоже 75-летней) подарок: планшет Samsung. В доме появился Wi-Fi, а с ним и Skype, Google, море электронных книг и другие прекрасные вещи. Примечательно, что уклад и атмосфера дома от этого не пострадали.
Но одна интересная метаморфоза все-таки произошла, причем, практически сразу: если заходит спор, в котором может помочь Google, то теперь очень быстро возникает реплика "Посмотри в Интернете!". И уже как-то само собой стало понятно, что надо посмотреть в нескольких источниках, и начать с тех, которым ты доверяешь. Психология сбора и анализа информации изменилась сама собой.


Когда у меня заходит спор с учителями на тему "Сейчас другие дети", мы с ними подразумеваем разные вещи.
Для них другие - это такие, которым ничего не нужно, и которые ничего не хотят, кроме как уткнуться в телефон. Для меня другие - это такие, которые мыслят по-другому, по-другому достают нужную им информацию и по-другому ее используют. У них другие возможности, другие инструменты, другие предпочтения по объему и форме подачи информации.
Соответственно, с ними надо по-другому работать, использовать другие методы и инструменты. Потому что и жить они будут по-другому, в другой среде, в другом темпе, и мы не имеем права навязывать им свои предпочтения.

Похожее изображение

У меня самой такой неудобный старший сын. Ему неинтересно читать от сих до сих, если он не понимает, зачем это надо, и почему это надо именно выучить? На фразу "Ты меня учить будешь?!" он на полном серьезе может ответить "Почему бы и нет?", потому что давно убедился: учителям есть чему поучиться у учеников, и готов в этом направлении сотрудничать.
Самый надежный способ добиться, чтобы он ничего не делал вообще - это внушать ему, что его место за плинтусом, а основная полезная функция - сидеть, бояться и делать что велено и как велено, потому что учитель лучше знает. В этом случае он попытается сделать по-другому. В ответ получит колы и двойки и не получит объяснений, почему так, как он сделал, делать было нельзя. В результате он просто перестанет что-то делать вообще, потому что у него нет права сомневаться, искать другие пути, пробовать, ошибаться и снова искать.
Ситуация усугубляется тем, что он имел "неосторожность" поучиться на хороших ИТ-курсах, и понять, что он может задавать любой вопрос, пробовать делать по-своему и делать собственные выводы - главное потом суметь обосновать свое решение. Он понял, что с ним можно разговаривать, как с человеком. Что ошибаться - это нормально, и что все с этого начинали, даже тот крутой спец, который его сейчас обучает таким интересным вещам. И это тоже привилегия этих детей: у них больше разных возможностей учиться, у них есть возможность консультироваться с лучшими специалистами со всего мира. И есть возможность сравнивать. И это сравнение редко в пользу школы.
***
Таких неудобных детей становится все больше. Попытка тотального контроля и вбивания их в рамки ни к чему не приведет, кроме протеста. Каждый этот протест выражает по-своему. Мой просто перестает учиться, а кто-то начинает хамить, грубить и огрызаться. А учителя охают и причитают: "Дети испортились... Дети сейчас не такие... Дети тупеют...". А самые отчаянные еще и высказывают это мнение детям.
Нет, дорогие коллеги! Не испортились наши дети и не тупеют. Вы просто не умеете их готовить (с). Они просто по-другому думают. И еще они не идиоты, хорошо все понимают и видят все нестыкухи. И задают вам неудобные вопросы, на которые у вас нет ответа. Только одно они не понимают: зачем таскаться каждый день к 8:00 на уроки и по 6-7 часов слушать то, что можно было в тишине и покое почитать, или послушать, или увидеть в интересном документальном фильме, после того, как выспишься.
Но в ответ мы слышим что-то про "Я 20 лет в школе работаю" и "У меня диссертация по педагогике". Дорогой мой коллега! Выдави из этих 20 лет в школе то, что еще не устарело, выброси свою диссертацию по когда-то актуальным проблемам и учись всему заново! И делай это постоянно! Lifelong Learning - это твой удел в первую очередь! Если все большее количество твоих учеников не достигают результатов, то это твоя недоработка. Удобно списать свои проблемы на то, что родители не объяснили, дети не захотели, Минобр загрузил. И еще на девайсы. Очень удобно. И очень не профессионально. Плохому танцору, как говорится...
Профессионально - это понять, что преподаватель - всего лишь один из девайсов, доступных ученику. Не всегда правильно подобранный, не всегда хорошо настроенный. И никто не обязан пользоваться плохо подобранным и ненастроенным девайсом только потому, что он - бесплатный (и уж тем более, если платный). Хотя в Кодексе об образовании написано, что наши дети обязаны это делать минимум 9 лет...
***
Всем, кто сейчас захотел спеть мне про нелегкий труд преподавателя, про горы бумажек, про "это Система, с ней бесполезно бороться" и другие мантры, искренне советую - не тратьте на это время. Только одно имеет значение: результат образования. И я знаю (пусть и не очень много) учителей, которые достигают этого результата, потому что любят детей и свою профессию. И потому что у них нет неудобных. У них на входе - только интересные, талантливые, способные. А на выходе, согласно основным функциям образования - обученные, воспитанные и развитые.

19 комментариев:

  1. Абсолютно согласна! Копирую, со ссылкой конечно, к себе. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. С Вашего позволения, буду цитировать студентам - будущим педагогам

    ОтветитьУдалить
  3. А я пытаюсь это же донести до своих коллег... не соглашаются... Кричат и машут руками.... Может когда-нибудь поймут?

    ОтветитьУдалить
  4. Как вы хорошо всё проанализировали.Я согласна с вами во всём.У нас тоже в школе часто ругают детей, родителей, но только не себя.И ни один учитель нашей школы не хочет учиться сам.Всё только отговорки- у нас нет времени, у нас нет связи, чтобы выйти в интернет. А я считаю, что нет у них желания учиться чему то новому, учиться самостоятельно, используя то, что есть.А раз нет желания у учителя, то откуда же возьмётся желание учиться у детей.Спасибо вам за статью.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за комментарии! А то иногда кажется, что я в пустыне кричу.

    ОтветитьУдалить
  6. И все же я спою мантру про "горы бумажек". 2 недели назад наша школа проходила процедуру аккредитации, 2 недели работать с детьми было некогда: чесслово к урокам я не готовилась, так как переделала кучу бумаг на предмет оформления. Ну скажите, пожалуйста, дети будут лучше знать таблицу умножения или начнут писать без ошибок если "согласовано" будет напечатано справа, а не справа? Ну и т.д. Я понимаю, что есть единый стиль оформления всех этих рабочих программ и прочих "бумаг", но почему я должна иметь конспект урока, написанный в тетрадочке с целями и задачами? Почему я не могу воспользоваться подсказками на планшете, где я в том же "апплевском ворде" или в заметках накидываю для себя план урока??? Низяяяя. Надо каждый день сидеть и писать технологическую карту урока!

    ОтветитьУдалить
  7. Внесите рацпредложения в Минобр.

    ОтветитьУдалить
  8. Тема для серьёзного и длинного разговора.
    Другие дети - это два варианта.
    Другие 1. Дети информационной волны. Гаджеты - их реальное продолжение. Они мыслят быстрее, они не "знают", а "Управляют знаниями". Их цели гораздо дальше (и многообразнее) чем можно представить. Их нельзя учить, с ними можно сотрудничать и т.д. (см. Стругацких и Тоффлера).
    Другие 2. Люди потребители. Дивайс для них - как зеркальце для дикаря. Игрушка, цацка. Они хотят всего и сейчас, при этом не приложив ни каких усилий. (Бабки, тёлки, тачки и проч.). Они - высокоуровневые потребители без системы ценностей.
    То же и с педагогами. Возраст не при чём. Творческий человек - всегда творческий. А написана "Война и мир" на камне, пером, напечатана на машинке или набрана на планшете - всё равно.
    Ещё раз повторюсь - ущербная личность порождает ущербную личность. Но пока педВУЗы формируются по остаточному принципу - мы от этого не уйдём. Тем более, что стадом очень удобно манипулировать. А потребитель - это стадо, кроме кормушки его не интересует ничего!!! Он страшнее равнодушного ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень интересное и точное определение. Поддерживаю автора. Творческий человек асегда творческий, тот, кто хочет научиться - найдет для этого время. Не нашей ли, учительской, задачей является-научившись самим, не допустить превращения наших учеников в "дикарей с цацками"

      Удалить
    2. Екатерина, вопрос в том, как "не допустить". В нашей гимназии не допустить - значит, отобрать "цацки". И только потому, что учителя сами не понимают, что это за "цацка".

      Удалить
  9. Согласна, сначала научить и мотивировать к использованию учителей.

    ОтветитьУдалить
  10. Абсолютно согласна..."неудобные" и в дошкольных организациях уже имеются.

    ОтветитьУдалить
  11. Ммм... Наверное, не всё так черно-бело. Я о том, что... ну, допустим, приводим мы ребенка в какой-нибудь мега-молл, вручаем пластиковую карточку: "ну, давай, мы верим в тебя!" - и оставляем на воле.
    И куда он двинется? Туда, где понятные и доступные ему интересы и удовольствия. Можете прочесть ему лекцию о нужном и полезном, о ненужном и вредном - не уверен я, что пойдет впрок. Можете ходить за ним и следить - я бы на месте ребенка постарался бы оторваться от "хвоста".
    А теперь представьте: на уроке перед вами за партой сидит только телесная оболочка, сознание же вовсе не здесь, а с тем, что доставляет интерес и удовольствие. И удовольствие получаешь совершенно даром, без усилий - лишь легкими движениями глаз и пальцев по экрану. Что? В библиотеку? В мастерскую? Учить наизусть? Страницы скучного текста и формул, в которые надо "врубаться" - и никаких забавных картинок, никакого "фана"? Это для ботанов, они с этого тащатся.
    И что, будем дожидаться, пока дитятко переест этого вконтакта, этих сетевых стрелялок и болталок - и обратит на тебя свои мутны очи: всё, учитель, наигрался, давай теперь поучимся, только недолго, сил никаких нет.
    Представьте себе, что это ваш, родной ребенок, на алгебре сидит и мусолит под партой свой драгоценный смартфончик. Поднимется рука отобрать игрушку у ребенка? Или будете правила устанавливать, договариваться, торговаться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Константин, знаете, что замечаю? Вот любят некоторые учителя ругать ВКонтакте - мол, контент там тупой, примитивный и все такое. А конкуренцию этому тупому и примитивному составить не получается почему-то...

      Удалить
    2. Елена, я нисколько не ругаю ВКонтакте, и контент там разный. И соревнование с тупым и примитивным всё нетупое и сложное как правило проигрывает, Вы и сами, наверное, в курсе. Собственно, я об этом и написал - поставь перед ребенком развлечение и работу, и предоставь свободный выбор... Никакие сказки про Пиноккио и запугивания превращением в осла не сделают из деревянных человечков настоящих людей. Впрочем, это тоже крайность, что все они - деревянные. Как и другая крайность, Ваша, что дай им свободу и интернет - и все как один ринутся самообразовываться...
      Ну, а отмазка "не хочу учиться, он скучно и неинтересно учит, слабО ему против ВКонтакта"... "Основное различие между воином и обычным человеком заключается в том, что воин все принимает как вызов, тогда как обычный человек принимает все как благословение или проклятие"

      Удалить
    3. Константин!
      1. Я нигде не утверждала, что надо только дать свободу и Интернет. Я утверждала, что надо организовать среду обучения, в которой естественным образом встроены все те ресурсы, с которыми дети взаимодействуют сейчас и будут взаимодействовать в будущем.
      2. Воин вряд ли получится из того, кто покорно принимает необходимость делать то, что ему не нравится, если не понимает цели. Скорее,он получится из того, кто не понимая, не побоится спросить. Не получив вразумительного ответа, не побоится отказаться делать непонятное и неприятное. В ответ на прессинг в виде насмешек и неудов не испугается и прямо скажет, что он думает по этому поводу.

      Удалить