понедельник, 5 января 2015 г.

Неудобные

Пару месяцев назад мой 75-летний дядюшка сделал жене (тоже 75-летней) подарок: планшет Samsung. В доме появился Wi-Fi, а с ним и Skype, Google, море электронных книг и другие прекрасные вещи. Примечательно, что уклад и атмосфера дома от этого не пострадали.
Но одна интересная метаморфоза все-таки произошла, причем, практически сразу: если заходит спор, в котором может помочь Google, то теперь очень быстро возникает реплика "Посмотри в Интернете!". И уже как-то само собой стало понятно, что надо посмотреть в нескольких источниках, и начать с тех, которым ты доверяешь. Психология сбора и анализа информации изменилась сама собой.


Когда у меня заходит спор с учителями на тему "Сейчас другие дети", мы с ними подразумеваем разные вещи.
Для них другие - это такие, которым ничего не нужно, и которые ничего не хотят, кроме как уткнуться в телефон. Для меня другие - это такие, которые мыслят по-другому, по-другому достают нужную им информацию и по-другому ее используют. У них другие возможности, другие инструменты, другие предпочтения по объему и форме подачи информации.
Соответственно, с ними надо по-другому работать, использовать другие методы и инструменты. Потому что и жить они будут по-другому, в другой среде, в другом темпе, и мы не имеем права навязывать им свои предпочтения.

Похожее изображение

У меня самой такой неудобный старший сын. Ему неинтересно читать от сих до сих, если он не понимает, зачем это надо, и почему это надо именно выучить? На фразу "Ты меня учить будешь?!" он на полном серьезе может ответить "Почему бы и нет?", потому что давно убедился: учителям есть чему поучиться у учеников, и готов в этом направлении сотрудничать.
Самый надежный способ добиться, чтобы он ничего не делал вообще - это внушать ему, что его место за плинтусом, а основная полезная функция - сидеть, бояться и делать что велено и как велено, потому что учитель лучше знает. В этом случае он попытается сделать по-другому. В ответ получит колы и двойки и не получит объяснений, почему так, как он сделал, делать было нельзя. В результате он просто перестанет что-то делать вообще, потому что у него нет права сомневаться, искать другие пути, пробовать, ошибаться и снова искать.
Ситуация усугубляется тем, что он имел "неосторожность" поучиться на хороших ИТ-курсах, и понять, что он может задавать любой вопрос, пробовать делать по-своему и делать собственные выводы - главное потом суметь обосновать свое решение. Он понял, что с ним можно разговаривать, как с человеком. Что ошибаться - это нормально, и что все с этого начинали, даже тот крутой спец, который его сейчас обучает таким интересным вещам. И это тоже привилегия этих детей: у них больше разных возможностей учиться, у них есть возможность консультироваться с лучшими специалистами со всего мира. И есть возможность сравнивать. И это сравнение редко в пользу школы.
***
Таких неудобных детей становится все больше. Попытка тотального контроля и вбивания их в рамки ни к чему не приведет, кроме протеста. Каждый этот протест выражает по-своему. Мой просто перестает учиться, а кто-то начинает хамить, грубить и огрызаться. А учителя охают и причитают: "Дети испортились... Дети сейчас не такие... Дети тупеют...". А самые отчаянные еще и высказывают это мнение детям.
Нет, дорогие коллеги! Не испортились наши дети и не тупеют. Вы просто не умеете их готовить (с). Они просто по-другому думают. И еще они не идиоты, хорошо все понимают и видят все нестыкухи. И задают вам неудобные вопросы, на которые у вас нет ответа. Только одно они не понимают: зачем таскаться каждый день к 8:00 на уроки и по 6-7 часов слушать то, что можно было в тишине и покое почитать, или послушать, или увидеть в интересном документальном фильме, после того, как выспишься.
Но в ответ мы слышим что-то про "Я 20 лет в школе работаю" и "У меня диссертация по педагогике". Дорогой мой коллега! Выдави из этих 20 лет в школе то, что еще не устарело, выброси свою диссертацию по когда-то актуальным проблемам и учись всему заново! И делай это постоянно! Lifelong Learning - это твой удел в первую очередь! Если все большее количество твоих учеников не достигают результатов, то это твоя недоработка. Удобно списать свои проблемы на то, что родители не объяснили, дети не захотели, Минобр загрузил. И еще на девайсы. Очень удобно. И очень не профессионально. Плохому танцору, как говорится...
Профессионально - это понять, что преподаватель - всего лишь один из девайсов, доступных ученику. Не всегда правильно подобранный, не всегда хорошо настроенный. И никто не обязан пользоваться плохо подобранным и ненастроенным девайсом только потому, что он - бесплатный (и уж тем более, если платный). Хотя в Кодексе об образовании написано, что наши дети обязаны это делать минимум 9 лет...
***
Всем, кто сейчас захотел спеть мне про нелегкий труд преподавателя, про горы бумажек, про "это Система, с ней бесполезно бороться" и другие мантры, искренне советую - не тратьте на это время. Только одно имеет значение: результат образования. И я знаю (пусть и не очень много) учителей, которые достигают этого результата, потому что любят детей и свою профессию. И потому что у них нет неудобных. У них на входе - только интересные, талантливые, способные. А на выходе, согласно основным функциям образования - обученные, воспитанные и развитые.