вторник, 30 июня 2015 г.

Тряхнем вебинарной "стариной"?!


Когда WebSoft только запустил v-class.ru, +Vladimir Naumov вел цикл вебинаров про педагогический дизайн в e-learning. Я думаю, многие eL-коллеги вместе со мной признаются, что Володя тогда заложил некие правила проведения хорошего вебинара. Благодаря ему мы поверили в эту форму как в эффективную.

Но вскоре прямо на глазах вебинары превратились из инструмента обучения в инструмент продаж, ведущие - в продавцов, которые пришли рассказать о себе и своих продуктах, а не порешать с участниками их проблемы. Особенно забавно, когда после скучнейшего и бесполезного вебинара а ля "Капитан Очевидность" тебе предлагают купить его запись и/или курс из еще N таких же вебинаров.




Жаль, что многие нынешние ведущие не участвовали в тех вебинарах. Потому что ведущие, которые не следят за чатом и не могут обойтись без помощника, собирающего вопросы, вызывают искреннее недоумение. Даже последить за дискуссией в чатах не удосуживаются: главное - вопросы не пропустить.
Слайды, которые висят по 15-40 минут без смены, вызывают только одно желание: нарисовать какое-нибудь что-то, посадить человека перед ним и заставить молча смотреть на это столько же времени и слушать, что я говорю.
О том, что слайд можно превратить в заполняемую таблицу, ребус, скрайбинг (да во что угодно!), даже мысль в голову не приходит. Наше все на современных вебинарах:

  • большая картинка и короткая мысль на ней; крайность тех, кто начитался Алексея Каптерева, наслушался Глеба Шулишова, но не понял, что эти советы хороши для докладов, но могут погубить слайды для обучения;
  • многабукафф, чтобы ведущий не забыл, что хотел сказать; крайность тех, кто не читал Алексея Каптерева и не слушал Глеба Шулишова;
  • говорящая голова; и пусть в 90% эта картинка либо мутная (про освещение и фон почти никто не задумывается), либо дерганая - зато есть иллюзия, что ведущий с нами.

А сколько простейших, лежащих на поверхности приемов для упрощения восприятия информации не используется! Володя, а за ним и другие ведущие генерировали эти приемы прямо сходу. Но для этого попросту надо думать не в стиле "Кому надо, тот поймет", а в стиле "Принести пользу каждому".
Про оформление слайдов (композицию, цвета, шрифты) я вообще молчу. 15 лет снижая баллы за малейшие нарушения на курсах компьютерной графики и дизайна, я молча терплю грубейшие на слайдах.

Не удивительно, что в последние годы, обсуждая с кем-то вебинар как форму обучения, вижу, что этот формат воспринимается только как способ передачи информации: пришел, что-то рассказал, ответил на вопросы. Специалисты морщатся и с сомнением говорят, что не представляют, что вообще можно сделать полезного на вебинаре. Потому что просто не были на полезных вебинарах.
Считанные энтузиасты, которые постоянно ищут (и находят), как организовать активное обучение на вебинаре, не в счет. Их мало, темы их вебинаров рассчитаны на узкие группы специалистов, среди которых крайне редко те, кто использует вебинары для продажи себя, любимых.

Вот почему я так жду GFEN-вебинар Володи "Две модели обучаемого в e-learning". Во-первых, я почему-то уверена, что как минимум одна из моделей обучаемого будет описывать обучаемого активного. Во-вторых, я очень хочу попасть хотя бы на один такой вебинар, какие проводились тогда. Не на доклад или лекцию, а на полноценное активное занятие, которое раскроет нужные чакры и запустит нужные процессы. Володя - один из немногих, кто проводит такие вебинары.