среда, 16 декабря 2015 г.

Провокация образования - 1. Зачем нужны курсы?

Недавно на анти-конференции предложила участникам представить образование без таких незыблемых понятий, как учебный курс, учебная группа, преподаватель и диплом. Однако то ли формат анти-конференции увел нас в анти-дискуссию, то ли провокация была слишком уж сложной - осталось ощущение, что мысли я свои не донесла. Попробую в блоге. И для начала поставлю под сомнение необходимость такой сущности, как учебный курс.


Факт 1. Возможностей для самообразования в наше время столько, что попросту нельзя рассчитывать на то, что к тебе придет абсолютно ничего не знающий по теме человек. За последние 8 лет хорошо, если я вспомню хотя бы десяток слушателей, которые пришли ко мне на курсы ничего не почитавшими, не попробовавшими, не набившими первых шишек.

Факт 2. Формировать в подобных условиях актуальный для всех курс крайне сложно. Структура и содержание курса (и даже последовательность изучаемых тем) должны отталкиваться от имеющихся у обучаемых знаний и опыта, быть согласованным с его целями развития, с его ценностями. Не было в моей практике набора, чтобы хотя бы один потенциальный слушатель не спрашивал, можно ли ему пропустить какие-то блоки, которые он знает и за которые он не хочет платить.

Факт 3. Многообразие форм обучения тоже вносит свою лепту. Видео, игры, тексты, тренажеры, вебинары, форумы, wiki-проекты - обучение на любой вкус. Любой формы, объема, продолжительности. Все это дает возможность маневра. По сути, у нас теперь есть все, чтобы самостоятельно проектировать свой учебный курс - какой будет его структура, из каких материалов он будет состоять, как мы будем проверять, что научились и т.п.

Что же мы имеем на деле?
Мы говорим: образование должно быть доступным. Но учебный курс - это сущность, которая накладывает на эту доступность множество ограничений. Кто-то за нас его собирает. Кто-то за нас решает, что в нем должно быть, и чего не должно. Кто-то "знает", что нам сложно, что легко. Кто-то с любовью пичкает нас теми материалами, которые нравятся лично ему: длинными и научными текстами, короткими и развлекательными мультиками или чем-то еще.

Парадокс заключается еще и в том, что решая за обучаемых, что и как он будет изучать, мы, тем не менее, требуем от них ответственности и злимся, когда они "не берут, что дают". Глупо рассчитывать на ответственность там, где нет выбора!
Хотите ответственных студентов - позвольте им самим принимать решения и нести за них ответственность! Пусть они сами решат, что они будут изучать, в каком объеме, в какой последовательности, в какой форме. Пусть обучение длится столько времени, сколько они готовы на него выделить: неделю, месяц, год - почему нет?!

Не создавайте курсы - создавайте среду и культуру обучения!