среда, 20 июня 2018 г.

eLearning-инструменты и элементы обучения


Картинки по запросу e-learning tools

Недавно с коллегами из Газпром-Нефти, для которых я сейчас провожу обучение по технологиям eLearning, провели во время вебинара мозговой штурм: генерировали идеи, как обеспечить элементы обучения с помощью таких инструментов, как а) мультимедийный контент, б) тесты и опросы, в) форумы, чаты, блоги, г) онлайн-доски. В этой статье я обобщу результаты нашего мозгового штурма и постараюсь расширить этот перечень.

Привлечение внимания

  • Видеопрезентации
  • Видеоролики-пугалки
  • Анимированный персонаж
  • Решение интересного кейса на форуме до старта (пока группа собирается)
  • Тесты с бонусами (например, кто первым ответит на все вопросы правильно)
  • Небольшие порции материалов, которые дадут стимул к дальнейшему изучению

Формулирование целей, ожиданий

  • Карты целей и маршрутов
  • Статьи и видеоролики для проблематизации
  • Видео и презентации с целями и ожиданиями
  • Опросы "Ваши ожидания от курса"
  • Сбор ожиданий на онлайн-досках (стикеры, майнд-карты и т.п.)
  • Предварительные тесты с рекомендациями по целям и маршрутам
  • Комментарии-визитки на форуме

Актуализация имеющегося опыта

  • Опросы-самооценки
  • Комментарии-визитки на форуме
  • Тесты на проверку усвоенного ранее
  • Решение интересного кейса на форуме, обсуждение решений
  • Составление общей карты того, что знаем и умеем, на онлайн-доске
  • Обзоры (видео, текстовые, презентации) в стиле "Краткое содержание предыдущих серий"
  • Опросы про опыт (например: "Как вы сейчас решаете такую-то задачу?", "Приходилось ли вам сталкиваться с..."? и т.п.)

Предъявление нового материала

  • Ведение блога, ветки на форуме
  • Обучающие статьи, видео, аудио и т.п.
  • Справочные руководства и справочные системы
  • Майнд-карты с содержанием курса на онлайн-досках

Сопровождение обучения

  • Ведение блога, ветки на форуме
  • Промежуточные опросы и тесты
  • Консультации и дискуссии в чатах
  • Ведение электронной ведомости с оценками и комментариями
  • Тематические форумы (по разделам курса, по видам учебных мероприятий и т.п.)
  • Возможность проходить разными маршрутами и переходить с одного на другой
  • Видео или текстовые инструкции по изучению конкретного материала или выполнению заданий

Проведение оценки

  • Подытоживающие статьи в блоге
  • Обсуждение результатов работ на форуме
  • Проведение тестов, опросов по изученному
  • Оцениваемые дискуссии на форумах, в блогах
  • Оценка работ участников друг другом на онлайн-досках (например, стикерами)

Обратная связь

  • Видеоотзывы
  • Подытоживающие статьи в блоге
  • Проведение тестов, опросов по содержанию и организации
  • Проведение опросов по самооценке (обратная связь самому себе)
  • Обратная связь на онлайн-досках (например, расчертить доску и стикерами отмечать)
  • Предъявление эталонных материалов для сравнения их с самостоятельно выполненными заданиями и формулирования обратной связи себе и другим участникам

Закрепление на практике

  • Курирование выпускниками курса новичков на форумах
  • Ведение выпускниками курса авторского блога, ветки на форуме
  • Создание выпускниками курса справочных руководств по изучению и шпаргалок для новичков
  • Проведение выпускниками курса мозговых штурмов по разным темам курса на онлайн-досках
  • Создание выпускниками курса собственных материалов, организация доступа к ним и сопровождение их изучения