пятница, 10 августа 2018 г.

Заметки про работу с авторами курсов

Давно хотелось написать что-то про работу с авторами курсов. С теми, которые тебе материал, а ты им - рекомендации, как из этого сделать курс - очный или электронный, не суть. Суть, что он - эксперт, а ты - методист, и вы решили сделать хороший курс.
Вот созрела. Хотелось, правда, как-то структурировать этот опыт, классифицировать основные моменты, учесть хронологию событий и все такое. Но пока воспользуюсь потоком сознания - просто приведу наиболее яркие примеры в том в порядке, в каком вспомню.


4 страницы текста в слайд? Легко!

Работала однажды с замечательным автором над электронным курсом по экономике. В курсе был разобран кейс с маленькой фермой, на которой живут фермер, его жена, корова и два работника. Кейс был про расходы и доходы фермера. Например, трактор: помогает при сборе урожая, но и является источником расходов на бензин, ремонт и т.п. 
Разбор кейса занял 4 страницы формата А4, на которых не было иллюстраций, только небольшая табличка. Надо было что-то с этим делать. Я уточнила у автора, какой эффект ей нужен от этого кейса. Помимо того, что кейс должен был проиллюстрировать тему, он должен был научить определять те элементы предприятия, которые требуют вложений и/или приносят доход.
Тогда я предложила превратить этот кейс в простенькую игру. Мы нарисовали ферму со всеми необходимыми элементами. Суть игры была в том, чтобы найти все элементы с подсказками, и на основе этих подсказок, составить отчет. Например, по клику на поле можно было получить информацию о доходах с земли, клик на работнике - о его зарплате, и т.п. Нашел информацию - переходи к отчету, вноси данные, возвращайся "на ферму". Нашел всю информацию - проверяй, правильно ли рассчитал. Ошибка в расчетах - есть подсказка возле каждого поля в отчете.

Результат: 
  • вся необходимая информация с 4-страничного текста разместилась на одном слайде; это обеспечило целостность, т.к. "гуляние по слайдам", кроме прокликивания инфо с чтением "по диагонали" создает еще и проблему восприятия, что новый слайд - новая мысль;
  • поработали над выделением ключевых элементов фермы как предприятия;
  • вся информация была сгруппирована по этим элементам, т.е. получилось более системно;
  • сымитировали настоящий отчет и показали, как с помощью простой таблицы можно вести простейший учет;
  • формат игры очень понравился слушателям - сказали, что было очень доступно и забавно;
  • у автора курса включилась фантазия, и дальше некоторые тексты она сама предложила переработать под тренажеры, т.е. иногда уже я нужна была больше как верстальщик, а не как методист.

"Давайте все-таки выделим красным?!"

Автор прислала контрольный тест, который я должна была перевести в электронный формат. И так нужно было реализовать, чтобы правильный и неправильный ответы предъявлялись после теста вместе. В своих материалах автор выделила правильный ответ красным. Я это расценила как просто подсказку мне, и оформила по-другому.
Однако на рабочей встрече по курсу и по правкам автор попросила:
- Давайте все-таки выделим правильный ответ красным, как я присылала.
- Давайте вспомним, как мы со школьных лет воспринимаем красный текст в заданиях.
- Черт!.. Точно... Красная ручка - это же ошибки!
Эта ситуация отразилась на всей дальнейшей работе. Автор стала внимательно относиться к тому, что и как выделяет в текстах, и даже находила пару косяков, которые пропускала я.

"Папа, с кем ты сейчас разговаривал?!"

Один коллега делал рабочую тетрадь по языку программирования Java для нулевого уровня, которую мне нужно было вычитать. Слушатели - совсем с нуля, в большинстве своем раньше не программировали ни на чем. Ниже первые два абзаца, с которых начинается тетрадь (читай - курс):
Java представляет собой объектно-ориентированный Си-подобный язык программирования. На данный момент он является одним из наиболее распространенных языков программирования для сложных проектов и Интернет-приложений.
В отличие от своих предков С и С++, Java не является полностью компилируемым языком. Компилятор переводит его исходный текст не в исполняемый файл в машинных кодах, а в специальный байт-код, который затем исполняется с помощью специальной программы, называемой виртуальной машиной. Достоинством такого подхода является то, что большинство программ Java после компиляции может исполняться на любом компьютере и на любой ОС, для которой создана виртуальная машина Java.
Вообще, это классический пример авторского текста, когда все слова русские, а понять без специальной подготовки невозможно. Многие авторы попадают в ловушку "Ну, что тут может быть непонятного?!". Особенно - если слушатели боятся показаться глупыми и смело заявить: "Мне непонятно, объясните, что значат все эти ваши слова".  
Пришлось объяснять, что, возможно, какие-то из этих слов и поймут те, кто хоть какой-то язык программирования изучал, но без азов - это просто абракадабра для слушателя. Договорились на небольшую вводную лекцию в начале о том, какие бывают языки программирования и т.п, с плавным переходом к Java. И, вроде, переделали все-таки со временем.

"Давайте наведем красотищу!"

Лидеры среди авторов - это, конечно, фанаты PowerPoint, которые думают, что присланные ими слайды должны быть использованы as is, и не смейте трогать. Недавно рассказали, как в одну из компаний не взяли специалиста по разработке е-курсов. На вопрос "Если мы дадим вам слайды и попросим сделать электронный курс из них, будете ли вы что-то на них править?", человек ответил, что будет, если это методически обосновано. И получил отказ... Вот чтобы таких (не)смешных отказов стало поменьше, приведу один из стапиццот примеров по этому поводу.
Присылают мне как-то эту картинку. Во-первых, прислали скриншотом (для меня это означает, что я должна руками все перенабирать... ладно, не так и много). Во-вторых, скриншот некачественный, и у курса был несколько иной по стилю визуальный дизайн, т.е. пришлось разбираться, что хочет сказать автор этой картинкой, чтобы адаптировать. И тут я зависла.
Вопросов было много. Что означает треугольник на заднем фоне? Почему элементы по парам покрашены? Почему нижний красный и зачеркнут красным - он ошибка?! По тексту, который сопровождал эту картинку, ответить на эти вопросы было невозможно, и я со всеми этими вопросам пошла к автору.
Ну, вы догадались уже, наверное? Да, треугольник был "Ну... так... просто...", и вообще ничего не значит. Нет, это не по уровням они сложены, и не по парам. Нет, нижние уровни не зачеркнуты - это просто на слайде линия. "Ой, Елена... Никогда бы не подумала, что это можно так воспринять... Хотя, конечно, я же обычно ее на живых занятиях использую - я там все поясняю". Ну, да. На живых занятиях можно и такую вот "красотищу" прикрыть харизмой. А когда ваш слушатель один-на-один с вашим контентом? Так что, милые авторы, правили мы ваши слайды, правим и править будем - если это методически обосновано. Без обид. 

Будем спасать(ся) от стресса!

Прислали как-то материалы из корпоративного курса про стрессоустойчивость. И все там такое обаятельное, светлое, улыбчивое - как сама автор курса. Основной материал - про методы борьбы со стрессом. Форма - презентация в стиле "многабукафф на слайд и где-то тут картинка". В некоторых местах картинка не просто: на нее надо посмотреть и отследить, что чувствуешь.
От меня в данном случае требовалась консультация, а не адаптация. Уточняю, какие ожидания, какой результат нужен? Понятное дело, ожидалось, что сотрудники будут спасаться от стресса, прочитав про все эти способы, и повысится продуктивность - все, как мы любим. А из-за чего больше всего стресса сейчас? Много задач, мало времени. В общем, классический курс а ля "волшебная таблетка", и слайды, конечно же, с "живого" тренинга.
Предлагаю переделать все в игру, в которой надо будет а) попадать в стресс, б) понять, что его вызвало, в) подобрать волшебную таблетку. Ну, и чтобы стресс был похож на то, с чем сталкиваются: когда надо много чего-то сделать, а времени мало; когда кто-то пришел, ушел, мимо прошел, неожиданно громко чихнул; когда что-то делаешь, сосредоточив все свое внимание, а тут замигало сообщение от шефа. Даже придумывать не надо: по кабинетам прошелся, у людей спросил, все кейсы сами нагенерируют за пару часов.
"Елена, ну они же и так в стрессе... А я хочу, чтобы на моем курсе они хотя бы немного отдыхали, чтобы им тут было хорошо". Уточняю еще раз: цель какая у курса? Чтобы на курсе было хорошо или после курса хорошо? "Ну, после курса, конечно, тоже... Я подумаю". 
Про результат писать не буду - не знаю, чем закончилось. Зато прямо сейчас работаю с автором, где с моей методической помощью может получиться игровой курс. Слушатель будет как раз чем-то вроде службы психологической поддержки, лечить коллег от выгорания :) Держу кулачки, чтобы автору хватило желания сделать его именно так!

P.S.

На что хочу обратить внимание. Во всех этих историях я, как методист, могу только одно: найти проблему и предложить решение. НО! Я не могу реализовать за автора это решение! Я не могу придумать за него, как перевести его знание с мудреного на человеческий. Я не могу сама разобраться, что означают цвета в его безумной диаграмме. Я не могу сама поделить громоздкий академический текст для всплывающих подсказок в игре. Я с вероятностью, стремящейся к 100%, налажаю, потому я не эксперт по теме автора, и буду гадать! Точнее, я-то как раз не буду гадать, а пойду выносить автору мозг смешными, глупыми, отвлекающими от великого вопросами. И он меня, возможно, возненавидит, и даже жаловаться на меня пойдет (проходили и такое), потому что я не смогла понять великий смысл, заложенный в его тексты, картинки и все вот это. Да и вообще посмела усомниться, что там есть смысл.
Приглашая методиста для работы с автором, все (включая автора, и в первую очередь - его) должны понимать две важные вещи:
  • любой авторский контент требует адаптации;
  • никто не напишет и не адаптирует за автора тексты, задания, инструкции!
Ну, и тут зашел с коллегой спор о том, что предметным экспертам не хочется заниматься методиками. По опыту, стопиццот раз переделывать материалы, которые он в каком-либо виде зафиксировал (особенно - если красоту наводил), ему хочется еще меньше. В такой ситуации всем повезет, если автор - человек, открытый к новому знанию и опыту: вы ему показали, как лучше, и его это так зацепит, что он сам скажет "Я все переделаю и вышлю новое!" Но есть и те, кто скисает от того, что надо переделывать материалы (иногда, до 90-100%). А о том, как иногда скисает сам методист, я не буду писать ;) Но всяко лучше, чесслово, сразу делать по-человечески.
Я не против того, чтобы каждый занимался своим делом. Но нельзя заниматься обучением, не понимая, что сначала цель, потом - формат, потом - технология. И примерные возможности форматов и технологий надо все-таки как-то знать хотя бы в первом приближении. Хотя бы понимать, что вот тут лучше игра, а к методисту обращаться за помощью "Научи делать игры".

Комментариев нет:

Отправить комментарий