Похоливарили с коллегами насчет того, за что оценки надо ставить.
Вспомнилось на тему оценок две истории из моего студенчества.
История 1.
Сдавали мы в после 1 курса матанализ. Не помню, что за тема была - вроде, что-то про последовательности и их пределы. И помню, что надо было знать много-много формул и теорем. В билете - два устных вопроса и задача.
Вопросы мне попались легкие, я их могла отвечать без подготовки, поэтому сразу взялась за задачу. И такая была красивая задача, что прямо половина тем, пройденных в семестре, в ней пригодились. Пребывала в восхищении от ее составителя. Расписала решение детально, на все формулы и теоремы сослалась, где надо. И даже вызвалась отвечать пораньше.
Оказалось, что решение, которое я нашла, было нерациональным, и можно было решить эту задачу короче, если заметить, что в исходном выражении можно сделать одно преобразование (по-моему, поделить его надо было на что-то). Задачу мне не засчитали. Без задачи больше тройки не ставили.. Эта тройка до сих пор одна из самых обидных: ведь и задачу решила, и показала, что знаю много формул и теорем, и устно хорошо отвечала. Ан нет...
История 2.
На 3 курсе проболела одну тему по алгебре. Вышла на первое занятие - и сразу на контрольную попала. В контрольной - 5 задач из популярного сборника Л.Б.Шнепермана, по которому училось далеко не первое поколение наших студентов.
Делать нечего, села решать. Что ни задача - непонятно было, как подступиться. И вдруг одна задача показалась совершенно тривиальной: три преобразования в две строчки. Написала, но подсмотрев к соседке, поняла, что решение неправильное: у нее вся страничка исписана, таблички какие-то, формулы, предположения, следствия,.. Ну и ладно. Сдала, что есть.
На следующем занятии огласили оценки вместе с моей двойкой :) Но после этого преподаватель сказал, что хочет показать одно очень красивое решение. Оказалось, то самое мое решение! Оно было совсем не по теме контрольной, но оказалось более рациональным и простым.
Он сказал, что показал решение на кафедре, и все были удивлены, что никто до сих пор не увидел такого простого решения. Но самое приятное - Л.Б.Шнеперман, который никогда у меня ничего не вел, стал со мной здороваться после этой контрольной.
***
О чем эти два примера? В обоих случаях задача решена "не так, как надо", но ответ получен правильный. В обоих случаях оценивались не знания, а то, как я их применяла! В первом случае я показала, что знаю много, но это не помогло. Во втором случае я показала, что не знаю ничего, но получила то, что важнее любых оценок: публичную похвалу и признание преподавателей.
В каком случае я получила более адекватную оценку? Думаю, что в обоих. Потому что цель обучения - не знания и их адекватная оценка, как написала одна уважаемая коллега. Нет смысла в знании, если ты не можешь их применять рационально.
Вспомнилось на тему оценок две истории из моего студенчества.
История 1.
Сдавали мы в после 1 курса матанализ. Не помню, что за тема была - вроде, что-то про последовательности и их пределы. И помню, что надо было знать много-много формул и теорем. В билете - два устных вопроса и задача.
Вопросы мне попались легкие, я их могла отвечать без подготовки, поэтому сразу взялась за задачу. И такая была красивая задача, что прямо половина тем, пройденных в семестре, в ней пригодились. Пребывала в восхищении от ее составителя. Расписала решение детально, на все формулы и теоремы сослалась, где надо. И даже вызвалась отвечать пораньше.
Оказалось, что решение, которое я нашла, было нерациональным, и можно было решить эту задачу короче, если заметить, что в исходном выражении можно сделать одно преобразование (по-моему, поделить его надо было на что-то). Задачу мне не засчитали. Без задачи больше тройки не ставили.. Эта тройка до сих пор одна из самых обидных: ведь и задачу решила, и показала, что знаю много формул и теорем, и устно хорошо отвечала. Ан нет...
История 2.
На 3 курсе проболела одну тему по алгебре. Вышла на первое занятие - и сразу на контрольную попала. В контрольной - 5 задач из популярного сборника Л.Б.Шнепермана, по которому училось далеко не первое поколение наших студентов.
Делать нечего, села решать. Что ни задача - непонятно было, как подступиться. И вдруг одна задача показалась совершенно тривиальной: три преобразования в две строчки. Написала, но подсмотрев к соседке, поняла, что решение неправильное: у нее вся страничка исписана, таблички какие-то, формулы, предположения, следствия,.. Ну и ладно. Сдала, что есть.
На следующем занятии огласили оценки вместе с моей двойкой :) Но после этого преподаватель сказал, что хочет показать одно очень красивое решение. Оказалось, то самое мое решение! Оно было совсем не по теме контрольной, но оказалось более рациональным и простым.
Он сказал, что показал решение на кафедре, и все были удивлены, что никто до сих пор не увидел такого простого решения. Но самое приятное - Л.Б.Шнеперман, который никогда у меня ничего не вел, стал со мной здороваться после этой контрольной.
***
О чем эти два примера? В обоих случаях задача решена "не так, как надо", но ответ получен правильный. В обоих случаях оценивались не знания, а то, как я их применяла! В первом случае я показала, что знаю много, но это не помогло. Во втором случае я показала, что не знаю ничего, но получила то, что важнее любых оценок: публичную похвалу и признание преподавателей.
В каком случае я получила более адекватную оценку? Думаю, что в обоих. Потому что цель обучения - не знания и их адекватная оценка, как написала одна уважаемая коллега. Нет смысла в знании, если ты не можешь их применять рационально.
Комментариев нет:
Отправить комментарий