понедельник, 27 октября 2014 г.

«Тьютор в e-learning». Послекурсие – 1. Функции тьютора

На прошлой неделе закончился курс «Тьютор в e-learning», который проводили вместе с компанией «РаКурс». Обещала выпускницам подготовить пост-отчет по теме. Выполняю обещание. И начну с пост-отчета по первой теме – «Функции тьютора»
Для начала надо было определиться, кто как понимает, кто такой тьютор, что он должен и чего не должен делать. Ответы на вопрос, кто такой тьютор, пестрили разнообразием:
·         Педагогическая должность
·         Учитель, который может учить дистанционно
·         Репетитор, если переводить с английского
·         Помощник, консультант по дистанционному обучению
·         Сопровождающий процесс индивидуального обучения
·         Специалист по сопровождению

В качестве домашнего задания мы составляли портрет тьютора, используя технику эмоциональных карт. Работали мы на общей доске в сервисе MindMeister, и вот что у нас в итоге получилось.

На мой взгляд, портрет получился немного противоречивым. С одной стороны, несколько раз упомянуты потребности обучаемых, стремление понять, кто они, и что им нужно. С другой стороны, тьютору все-таки чаще отводится роль того, кто "знает, что нужно делать", и здесь кроется опасность увести обучаемого не туда.

На том же вебинаре был поднят вопрос о том, что тьютор и учитель – не одно и то же. Как сказала одна из участниц: «Он не обязан учить!». Правда, на мой вопрос: «А учитель обязан?» произошла небольшая заминка, после которой друг за другом пришло два замечательных ответа: «Обязан» и «В профстандарте – обязан».
Далее добавилась еще одна «обязанность»: «Он обязан преподнести материал так, чтобы он проходил на ура!». Я предложила другую версию: не преподносить материал, а создавать среду, в которой обучаемый сам все сделает – даже, если нужно, создаст материал самостоятельно. Одна из участниц ответила, что это возможное будущее, но в настоящем тьютор от учителя отличается мало (сам факт такого сравнения, особенно - в контексте обсуждения - меня и развеселил, и расстроил).

В результате дискуссий и работы над портретом получился у нас и не учитель, и не репетитор, а скорее – наставник: тот, кто должен научить учиться, чтобы человек мог в дальнейшем самостоятельно обучаться. А вы как считаете, коллеги?

Продолжение следует...

1 комментарий:

  1. Елена, с большим интересом прочитала об участи тьютора. Сложно у нас приживаются иностранные слова, смыслы разные, наверное это все погрешности перевода. Хочу заметить, что профессионального стандарта педагога в Республике нет (свеженький есть у наших соседей в РФ), есть Кодекс об образовании, в котором в статьях 51 - 53 определены требования, права и обязанности педагогических работников. Формулировки, что учитель обязан учить в них нет, он деятельность осуществляет, указания на то, какой модели он при этом придерживается - деятельностной или знаниевой тоже нет. И это радует, значит, можно учить по-другому, можно создавать условия для того, чтобы ребенок учился действовать, а не только запоминать материал.

    ОтветитьУдалить