На прошлой неделе закончился курс «Тьютор в e-learning», который проводили вместе с
компанией «РаКурс». Обещала выпускницам подготовить пост-отчет по теме.
Выполняю обещание. И начну с пост-отчета по первой теме – «Функции тьютора»
Для начала надо было определиться, кто как понимает, кто
такой тьютор, что он должен и чего не должен делать. Ответы на вопрос, кто
такой тьютор, пестрили разнообразием:
·
Педагогическая должность
·
Учитель, который может учить дистанционно
·
Репетитор, если переводить с английского
·
Помощник, консультант по дистанционному обучению
·
Сопровождающий процесс индивидуального обучения
·
Специалист по сопровождению
В качестве домашнего задания мы
составляли портрет тьютора, используя технику эмоциональных карт. Работали мы
на общей доске в сервисе MindMeister,
и вот что у нас в итоге получилось.
На мой взгляд, портрет получился немного противоречивым. С
одной стороны, несколько раз упомянуты потребности обучаемых, стремление
понять, кто они, и что им нужно. С другой стороны, тьютору все-таки чаще
отводится роль того, кто "знает, что нужно делать", и здесь кроется опасность увести
обучаемого не туда.
На том же вебинаре был поднят вопрос о том, что тьютор и
учитель – не одно и то же. Как сказала одна из участниц: «Он не обязан учить!».
Правда, на мой вопрос: «А учитель обязан?» произошла небольшая заминка, после
которой друг за другом пришло два замечательных ответа: «Обязан» и «В
профстандарте – обязан».
Далее добавилась еще одна «обязанность»: «Он обязан
преподнести материал так, чтобы он проходил на ура!». Я предложила другую
версию: не преподносить материал, а создавать среду, в которой обучаемый сам
все сделает – даже, если нужно, создаст материал самостоятельно. Одна из
участниц ответила, что это возможное будущее, но в настоящем тьютор от учителя
отличается мало (сам факт такого сравнения, особенно - в контексте обсуждения - меня и развеселил, и расстроил).
В результате дискуссий и работы над портретом получился у нас и не учитель, и не репетитор, а скорее – наставник: тот, кто должен научить учиться, чтобы человек мог в дальнейшем самостоятельно обучаться. А вы как считаете, коллеги?
Продолжение следует...
Елена, с большим интересом прочитала об участи тьютора. Сложно у нас приживаются иностранные слова, смыслы разные, наверное это все погрешности перевода. Хочу заметить, что профессионального стандарта педагога в Республике нет (свеженький есть у наших соседей в РФ), есть Кодекс об образовании, в котором в статьях 51 - 53 определены требования, права и обязанности педагогических работников. Формулировки, что учитель обязан учить в них нет, он деятельность осуществляет, указания на то, какой модели он при этом придерживается - деятельностной или знаниевой тоже нет. И это радует, значит, можно учить по-другому, можно создавать условия для того, чтобы ребенок учился действовать, а не только запоминать материал.
ОтветитьУдалить