Выполняю обещание: ловите заключительный пост в серии про мой МООС-опыт.
Плюс еще один фактор сработал: проверять другие идеи по своему проекту действительно интересно - что-то в своем правишь, допридумываешь. И все равно концепты все разные. И это круто, потому что и полезно, и интересно.
Но мне все равно и тут повезло: команда попалась отличная. Никто не сачковал, все много вложили сил и идей в каждое задание - хотя и выяснилось позже, что многим было скучно делать то, что предложили на командную работу, да и баллов всем хватало. В итоге заработанные командой баллы мы отдали присоединившейся к нам позже участнице, которой их не хватало - так было можно по условиям игры :)
Итак, нашелся МООС, который я закончила, да еще и с отличием! :) Это курс Игрофикация на платформе Stepic. Но статья не для того, чтобы хвастаться, а для разбора опыта.
Для начала скажу, что даже не помню, какая это по счету попытка пройти МООСи про игры и игрофикацию вообще и в обучении - в частности. Я, как заядлый геймер, уже много лет брежу этой темой, но все, что слушала/читала было какое-то... бла-бла о высоких материях... И МООСи я как специально находила такие же. Меня хватало на короткий срок (от 2 часов до 2 недель), но потом я курс бросала. Чем же этот курс оказался так удачен?
Продолжительность
Курс состоит из 6 модулей и длится 2 месяца. Но это с запасом. Реально его можно пройти за месяц - если позже присоединиться и раньше справиться.
Так и получилось в моем случае: я подключилась через 10 дней после старта курса, а набрала необходимые для сертификата баллы (по сути - закончила курс) примерно за 3 недели до окончания курса.
На самом деле, продолжительность обучения уже давно стала критической характеристикой. Сейчас все меньше людей, которые хотят и могут учиться на длинных программах. Не потому, что ленивые - просто приоритеты меняются очень быстро, т.к. темп, динамика жизни другие. Иными словами, чем длиннее обучение, тем меньше людей пройдут его до конца, а не переключатся на что-то более важное. И МООСов это касается в первую очередь, т.к. ни за вход, ни за выход платить не надо: хочу - учусь, хочу - бросила.
Скорость
В предыдущих статьях про мои муки на МООСах я подчеркивала, что для меня критически важно иметь доступ к материалу в тот момент, когда я готова с ним работать, а не когда за меня кто-то решит.
И тут мне опять повезло! Поскольку я подключилась позже, у меня был доступ к материалам сразу 2-х модулей. Было, что поизучать, и было довольно большое задание, над которым пришлось попотеть. Этого материала хватило как раз до открытия 3-го модуля.
В результате получилось, что я меньше чем за неделю прошла половину курса. Кроме того, благодаря этим модулям я набрала 47 баллов, а для сертификата нужно было 70 баллов. Не бросать же теперь? :)
Кросспроверка
С кросспроверкой на МООСах (студенты проверяют работы друг друга и ставят оценки) я столкнулась впервые. То есть я должна была, к примеру, не только поставить 3 оценки, но и получить 3 оценки - иначе работа не засчитывается.
И тут мне опять повезло: я получила много хороших оценок, и вспомнила, как когда-то давно-давно еще в школе была отличницей :) Чувство было настолько забытое и приятное, что мне захотелось испытать его вновь, а для этого нужно было дождаться 4-го модуля - там снова появлялось большое задание на проверку.
Плюс еще один фактор сработал: проверять другие идеи по своему проекту действительно интересно - что-то в своем правишь, допридумываешь. И все равно концепты все разные. И это круто, потому что и полезно, и интересно.
Содержание
И с содержанием повезло.
- Во-первых, всякая вводная нудистика прошла довольно быстро и задорно, с интересными примерами. Я, кстати, половину курсов до этого бросила именно потому, что до курса, собственно, и не доходила - все слушала и слушала вводную нудистику... модуль... другой... И не понимала: почему сразу не начать с задания, с квеста, с дискуссии? Откуда эта любовь к "Введению"? Но тут как-то быстро этот этап проскочила.
- Во-вторых, практически сразу появились недостающие в моем представлении о геймификации паззлы. Я поняла, почему столько провальных проектов геймификации, и насколько узко многие понимают, что это вообще такое. Спойлерить не буду - вдруг кто захочет курс пройти (он, кстати, осенью повторяться будет - улучшенный и обновленный). Но я смотрела ролики, читала материалы и... аж задыхалась от желания насильно всех HRов и спецов по обучению затолкать на этот курс и не выпускать без адекватных концептов проектов геймификации.
- В-третьих, сам курс был игрофицирован. Я чуть не прослезилась даже. Потому что на предыдущих курсах я удивлялась тому, как вот эти гуру-игрофикаторы не понимают, что курс про игры и игрофикацию должен быть игрофицирован в первую очередь! А в этом курсе мы бродили из комнаты в комнату по Музею игрофикации, зарабатывали баллы, выбирали свой путь игрока, искали пасхалки и секретные ключи от секретных комнат, получали бейджи. И все это - типовыми средствами платформы Stepic, без наворотов: электронные уроки, тесты, форумы.
- В-четвертых, в содержании показано много интересных техник, полезных диаграмм и табличек - очень прикладные штуки, которые прямо бери и применяй. Я это очень люблю. Хорошо, что там кнопка "Скачать" есть :)
В общем, в стопиццотый раз повторю: курс делают преподаватели, а не платформа! Один на простейшем функционале выстроит Музей, другой на самом навороченном - барак.
Есть, конечно, в контенте и огрехи. Надо еще как следует поработать над тестами (одни щелкаются как орешки - просто на здравом смысле, другие даже после N пересмотров материалов не пройти). И над больным у 90% преподавателей местом - презентациями. Но на Stepic'е над этим вовсю работают, насколько я в курсе :)
Выбор
Мне впервые дали выбор. Ну, не только мне - всем :) Но я не знаю, насколько для них это было важно. А для меня выбор в курсе - это критично. Это просто маст би, без разговоров. И вот мне дали выбор, ура! Даже три выбора.
Во-первых, мне дали выбрать, кем я буду на курсе. Конечно я решила стать Героем! :)
Во-вторых, мне предложили на выбор несколько путей Героя, т.е. несколько проектов геймификации. И я могла выбрать, какой буду делать проект (и даже не один):
- игрофикация в образовании;
- игрофикация в маркетинге;
- игрофикация в ИТ;
- игрофикация в HR;
- игрофикация в социальных проектах.
Кстати, 47% пройденного курса на моем сертификате никого не смутили? Вроде, с отличием, а всего 47%. Это как раз потому, что можно было бы пройти несколько заданий, и за каждые набрать баллы. То есть всего за курс можно набрать 215 баллов - если делать сразу все 5 проектов. Но для сертификата надо набрать больше 70, для сертификата с отличием - больше 100.
Ну, и в-третьих, нам предложили поработать в команде. Кто хочет. Причем, можно было и роль выбрать: просто участник или капитан.
Командное задание появилось спонтанно - по просьбам трудящихся, как говорится. Я могла в это уже не ввязываться - 102 балла уже были набраны. Но, как многолетний фанат дистанционного проектного обучения, подключилась - поглядеть, как это будут делать авторы курса. К сожалению, ничего нового не было - наоборот, посмотрела, как авторы делают в организации такой работы первые шаги, набивают первые шишки.
Но мне все равно и тут повезло: команда попалась отличная. Никто не сачковал, все много вложили сил и идей в каждое задание - хотя и выяснилось позже, что многим было скучно делать то, что предложили на командную работу, да и баллов всем хватало. В итоге заработанные командой баллы мы отдали присоединившейся к нам позже участнице, которой их не хватало - так было можно по условиям игры :)
С другой стороны, для себя я в очередной раз отметила: если люди подписались на то, что поработают в команде, то они в ней работают, не сачкуют. Мы это много раз наблюдали на своих курсах. Но мы тоже всегда давали выбор: хочешь - иди на этот модуль, не хочешь - не иди.
И, кстати, получилось поработать над проектом игрофикации в HR, который сама я не делала, но с командой такое задание мы выбрали - было очень интересно, т.к. плясали от готовой идеи нашего капитана - а идея там была очень интересная, и креатив у нас попер во все стороны. Так что, по сути, поработала над 3 проектами по ходу курса. Полезно.
Ведущие
Ведущим отдельное спасибо за то, как они реагировали оперативно на все, что происходило на курсе. Правда, меня очень отвлекали гусарские усы Ивана Нефедьева - даже иногда приходилось с закрытыми глазами слушать :) Но многие, как оказалось, только ради этих усов и смотрели видеоролики :)
Еще интересная фишка в том, что в курс были введены персонажи: Игрик и доктор Кубикус. И эти персонажи тоже работали на форуме :) Ну, понятно, что за них работали ведущие. Но было прикольно, т.к. я много слышала про опыт, когда вводятся специальные персонажи в курс (да и сама предлагала на некоторых курсах их вводить). Но в курсе с такими персонажами участвовала впервые.
Резюме (и к курсу, и к серии статей)
Хотите делать МООСи, которые проходят?
- Делайте их максимально короткими. И материалы для изучения - тоже довольно короткими (но это уже многие поняли).
- Делайте их содержательно интересными, задавайте правильный контекст, создавайте среду, соответствующую тому, чему обучаете.
- Создавайте точки принятия решения. Управляемые точки. Чтобы вы знали: вот тут он может принять решение идти туда-то, а вот тут он может решить остановиться и бросить. Имеет право! За свой выбор люди готовы отвечать больше, чем за ваш.
- Не так важно, на какой доске (вертикальной, горизонтальной, прозрачной, меловой) будут записаны каракули во время лекции ведущего. Важно, что он, собственно, на этой доске делает.
- И не важно, на какой платформе он это делает. Важно только, умеет ли он применить фичи, которыми располагает, для формирования нужного поведения обучаемых (чем, кстати, и занимается геймификация: формирует поведение, которое нужно для достижения целей).
В общем, желаю всем МООСов без мук, с пользой и интересом - в каком бы качестве вы на этих МООСах ни оказались!
Комментариев нет:
Отправить комментарий