четверг, 14 августа 2014 г.

Мои MOOCи. Часть 1. Предыстория

Я часто ругаю Coursera, и у некоторых коллег сложилось мнение, что я против MOOCs как таковых. На самом деле я не просто поддерживаю идею MOOCs - я много лет двигаюсь к созданию MOOC-портала. Медленно, по шажочку - но двигаюсь.
Возможно, небольшой цикл постов на эту тему поможет мне не только убедить коллег в моей поддержке этой идеи, но и мне самой подготовиться к следующему шагу. Итак, часть первая - предыстория.

***
Впервые с идеей создать MOOC-портал я столкнулась в 2009 году. Я тогда руководила Центром дистанционного образования ИБМТ БГУ и внедряла с коллегами LMS eLearning Server.
Мой руководитель А.А.Белый (в то время - замдиректора Института) продвигал тогда такую идею: сделать на базе нашей LMS портал бизнес-образования для всей Беларуси. 
  • Белорусские преподаватели, где бы они ни находились, смогли бы размещать там свои курсы, проводить вебинары и т.п. 
  • Слушатели тоже получали бы доступ к преподавателям разных университетов. 
  • Курсы и вебинары были бы и платными, и открытыми. 
  • К работе на курсах и проведению вебинаров планировалось привлекать сторонних экспертов из бизнеса. 
  • Поддержка (техническая, методическая), обучение преподавателей разработке электронных курсов и дистанционному преподаванию – то, чем должен был заниматься мой отдел.

Мне эта концепция очень понравилась: у нее было много перспектив, и развиваться она могла в очень разных направлениях. Но в Институте относились весьма скептически и к дистанционному обучению вообще, и к идее с полуоткрытым порталом в частности. К счастью, Александр Александрович имел достаточно авторитета и свободы действий, чтобы делать то, что считает нужным. Мы нашли грант и начали действовать.

***
Сначала мы разработали и провели три очно-дистанционных курса повышения квалификации для преподавателей бизнес-дисциплин со всей Беларуси:
·         Технологии организации дистанционного обучения
·         Педагогический дизайн в e-learning
·         Технологии разработки электронных курсов
Преподаватели из регионов, которые учились на этих курсах, очень поддержали эту идею. 
  • Во-первых, во многих университетах не хватало ни средств, ни экспертизы, чтобы запустить портал ДО. 
  • Во-вторых, им понравилась идея размещать свои материалы на внешнем по отношению к своим вузам портале, чтобы иметь возможность использовать его, даже если они уволятся из вуза. 
  • В-третьих, некоторым понравилась идея совместного тьюторинга: объединиться с коллегами над созданием общего курса, подключать друг друга к обучению слушателей.
***
Следующий шаг – мы привлекли активных преподавателей, прошедших эти курсы, в качестве авторов для нескольких курсов по бизнес-дисциплинам. Используя их материалы, разработали е-курсы. Причем, нашли такую схему работы, которая позволяла серьезно сократить время и деньги на разработку каждого следующего курса.
Ко всем курсам на портале создавались форумы, тесты самопроверки и задания, которые должны были проверять непосредственно преподаватели курса. 
При этом столкнулись с ситуацией, когда у нас было два преподавателя одной и той же дисциплины, но с очень разными материалами. Тогда мы создали Бизнес-wiki (на движке WikiMedia), которая должна была решить две задачи:
  • объединить и структурировать разные материалы, превратив их в энциклопедию бизнеса, 
  • стать средой для совместной работы слушателей и преподавателей над документами.
Наполнять и редактировать Бизнес-wiki могли любые преподаватели. Мы же только помогали структурировать и оформлять материал, модерировали новый контент на предмет его соответствия заявленной теме, опечаток, «битых» ссылок и т.п. 

***
Когда первые продукты были созданы, я села разбираться:
  • как открыть наш портал для регистрации новых преподавателей и сторонних слушателей;
  • как оптимизировать процесс, чтобы в случае большого наплыва желающих учиться и учить нагрузка на сотрудников моего отдела была минимальной.
К тому же при работе с авторами мы получили несколько вторичных продуктов:
  • Различные вспомогательные материалы для авторов: презентации, удобные шаблоны и формы, инструкции и т.п. Оставалось только их собрать, упорядочить, дополнить примерами из уже готовых курсов и выпустить в виде методического пособия для преподавателей;
  • Темы и даже частично материалы для открытых вебинаров и курсов, которые помогали бы людям определиться с направлением обучения, подтянуть экономическую грамотность и т.п.
Параллельно мы принимали участие в конференциях и выставках, рассказывали про проект и про наш опыт и первые достижения. Интереса было много - и от отдельных специалистов, и от вузов, и от корпоративных учебных центров.

***
Работы предстояло еще много, но довести этот проект до конца я не успела: уволилась. Причины к проекту не относятся, я их опущу. Однако желание создать специализированный портал осталось, и видение его с тех пор не изменилось:
  • большой выбор разного контента - текстов, видео, аудио и т.п.;
  • большая часть контента формируется сообществом, мы только модерируем и структурируем;
  • формы работы с курсами самые разные: материалы для изучения, тренажеры, совместная работа надо документами, работа на форумах и т.п.;
  • соотношение пассивных форм работы к активным - 20:80;
  • контентом могут управлять (добавлять, структурировать, редактировать) и преподаватели, и слушатели;
  • профориентация для более адресного выбора программы;
  • совместная разработка и сопровождение курсов авторскими коллективами, состоящими из преподавателей разных вузов и экспертов из бизнеса;
  • наша функция - техническая и методическая поддержка, развитие, поиск новых форм и инструментов.
Продолжение следует...