понедельник, 12 января 2015 г.

Про профориентацию, работу и "корочки"

Итак, я и мой сын ищем работу. Я это делаю пятый раз в жизни, он - в первый. Во время наших ползаний по "рабочим" доскам сделала несколько наблюдений.

1. Изучая вакансии, сын задал мне столько вопросов про разные професси и виды работ! И я подумала, что это, пожалуй, лучшая форма профориентации. По крайней мере, изучив десятки вакансий, он лучше представляет, что ему больше подходит, а что не подходит совсем.

2. Теперь и в вакансиях для начинающих чаще встречается требование хорошего английского. Как правило, эти вакансии связаны с SEO, копирайтингом и т.п. Но факт.

3. Во всех вакансиях все реже встречаются требования к образованию, все чаще - стрессоустойчивость, работа в команде, ответственность, саморазвитие. То есть я со своим компетентностным подходом в тренде :) Понятно, что есть профессии, для которых требуют конкретное образование (например, врачи). Но чем новее для рынка труда профессия, тем меньше к ней формальных требований.

4. Требования к образованию часто просто по инерции вписывают. Например, повеселило требование иметь высшее педагогическое образование для вакансии специалиста по обучению и развитию персонала, задачи которого - созваниваться с тренинговыми центрами и гонять с ними бумажки. Я такие вакансии называю "секретарша по обучению". Никаким специалистом для этого быть не надо. Достаточно толково серфить в Интернете, читать внимательно договора, уметь выбивать скидки и аккуратно соблюдать корпоративные процедуры по оформлению командировок.

5. Благодаря такому представлению о функциях (и, соответственно, стоимости) обученцев, у моего сына с его 9 классами шансов найти работу в десятки раз больше, чем у меня, а зарплатные возможности у нас одинаковые.

6. Все ахи-вздохи в наш с мужем адрес, что мы виноваты в том, что сын не хочет учиться, и в том, что не объяснили, как важно получить хотя бы среднее образование, разбились всего о два моих вопроса:

  • Чем, с точки зрения полезности обществу, отличается человек с базовым образованием от человека со средним? На этот вопрос не смогли ответить ни наши бабушки-дедушки, ни мои коллеги-преподаватели, ни даже сотрудники колледжа, который "обеспечивает" подготовку специалистов на базе 9 и 11 классов. На самом деле, уже давно никто не понимает, в чем разница - потому что нет разницы. Кроме, разумеется, формальной: один может поступать в вуз, другой - нет. Кстати, один студент-отличник физфака БГУ на этот вопрос ответил: "Двумя потерянными годами".
  • Мой диплом учителя математики и информатики позволяет мне работать в школе за $400 максимум. Он в свои 15 лет может работать оператором ПК, разработчиком сайтов или уборщиком за $500-600. С 18 лет он сможет сдать на права и водить автобусы за $900, а натаскавшись в разработке сайтов, делать их уже за $1500-2000. Армия его не пугает, даже наоборот. Как объяснить подростку, что он должен потратить 7 лет не на получение опыта, а на получение "корочки"? Особенно, если я сама понимаю, что за "корочкой" давно уже не стоит ни гарантии получить хорошую работу, ни реальной подготовки. На этот вопрос с ответами тоже как-то пока не очень у старшего поколения и коллег-образованцев.

1 комментарий:

  1. Вот и актуализировалась тема ИТ-профориентации.
    Мы тоже занимаемся этим вопросом - оптимизацией индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий

    ОтветитьУдалить