пятница, 1 декабря 2017 г.

Почему я закрыла два eLearning-проекта. Часть 1

Завидую белой завистью. Тем, кто еще не устал. Тем, кто создает и ведет тематические группы. Тем, кто пытается формировать сообщества. Тем, кто пытается организовать какие-то мероприятия для обмена опытом.

Декабрь - месяц подведения итогов. Закрываешь год, готовишься к наступлению нового. В качестве такого подведения хочу рассказать, почему в этом году я закрыла два eLearning-проекта: остановила деятельность сообщества e-learning.by и провела последнюю "белорусскую Школу". Надеюсь, те, кто еще не устал, прочитают и подготовятся к тому, к чему я оказалась не готова.
Начну с того, почему я больше не буду проводить "белорусские Школы".

Когда в 2010 году я затеяла первую Летнюю школу e-learning, натыкалась только на скепсис. "Да кто поедет в Беларусь?! Это же не в Москву..." Но я тогда была без работы, меня никуда не брали, а сил и идей было очень много. Мне очень нужно было Дело! Я придумала себе его сама, и взялась за него с каким-то голодным отчаянием.
И люди почему-то приехали в Беларусь! Несмотря на страшилки по телевизору, что у нас тут голод, и что мы тут распродаем последнее (кто-то из зарубежных френдов даже спрашивал, не нужно ли мне прислать еду или одежду...).
И не только приехали. Они подготовили и провели авторские мастер-классы, да еще и заплатили за участие. Тогда был такой формат - первый и последний раз: придумал мастер-класс, заплатил за участие, приехал и провел, поучаствовал в других. И так участникам понравилось, что перед отъездом они сказали: "Лена, теперь нужно осеннюю, зимнюю и весеннюю".
На четыре Школы в год я подписаться не рискнула - рискнула на две: летнюю и зимнюю. Именно поэтому так вышло, что за 7 лет я провела 12 "белорусских Школ". Я обожала эти Школы, потому что после каждой моя батарейка заряжалась на 2-3 месяца. Я ставила самую низкую стоимость, чтобы просто отбить расходы, и хотя бы выйти "в ноль". Закладывать крошечную маржу я стала только в последние пару лет, когда я стала ИП, и постоянного заработка не стало - мне чисто психологически надо было почувствовать, что 3-месячная работа по Школе хоть как-то оплачена.

Сначала я отказалась от проведения зимних Школ. И в июле этого приняла решение не проводить и летних. Ниже - основные причины этих решений.

Причина 1. Ведущие
Я месяцами наблюдала за eLearning-сообществом, чтобы выбрать ведущих. Я сделала для ведущих участие бесплатным. Я проговаривала с каждым тему, мы вместе продумывали идеи, обсуждали сценарий. Я старалась программу составлять так, чтобы мастер-классы шли в максимально эффективной последовательности. Чтобы ведущие как бы передавали участников с рук на руки, и каждому следующему было удобнее работать с участниками. Только последние две Школы я просила открывать ведущих не из Беларуси (но из проверенных "ветеранов", которые уже в статусе друзей) - чтобы в первый день, пока люди еще не знакомы, а "неместные" ведущие только с дороги, вся нагрузка ложилась на "хозяев". 

Так вот.
1. На каждой  (!!!) из 12 школ был минимум один (а рекорд - 4) ведущий, который в последний момент сообщал, что не приедет. Несколько раз было что-то вроде "Ой, я и забыл(а) совсем..." или мое любимое: "Я думал(а), раз я тебе на письма не отвечаю, ты догадалась, что я не приеду". Конечно, были и форс-мажоры, когда ведущий попадал в больницу, или начальник не подписал командировку, и т.п. Но я, пожалуй, не ошибусь, если скажу, что таких случаев было 30%, не больше.
2. Казалось бы, и мероприятие называется "Школа e-learning", и проговариваешь с ведущим каждый раз, что ты от него ждешь, и что про eL должно быть обязательно, и даже в названии отчаянно настаиваешь на формулировке, в которой от eL не отойти. Но все равно кто-нибудь сотворит мастер-класс "без приставки Е", как сказал один участник. И, конечно, я узнаю об этом прямо на мастер-классе... 

Причина 2. Конкуренты
Первые попытки скопировать формат начались после первой же Школы. Я не переживала, т.к. мои "школьники" на многих из этих мероприятий были, и писали мне в шутку, что я все испортила, и что теперь они вынуждены участвовать в пародиях на мои Школы, а в конференциях участвовать стало совсем тоскливо. Вообще, забавно, что многие до сих пор не понимают, что скопировать формат легко, а атмосферу - нет. Для меня Школа - это приезд гостей в мой Дом (в Беларусь). Со всеми вытекающими: гость должен быть встречен, вкусно накормлен, обучен, развлечен и спать уложен. Каждая хозяйка в этом неповторима - и в том, что она делает вкусно, и в том, чему еще только учится. 

Однако появилось то, с чем конкурировать я больше не хочу. Бюджет выездного 4-дневного мероприятия на 25-30 человек - $4000-5000 (в зависимости от места). У меня таких денег нет, поэтому проводить Школы без оргвзноса я просто не могу. А для крупного вуза или компании это вообще не деньги. Появились "летники", бесплатные для участников, да еще и с неплохой оплатой для ведущих и компенсацией им дорожных расходов. 
А кого зовут в ведущие/участники? Правильно: тех же людей, которых жду я. А в какие даты? Правильно: с нахлестом в мои. Не важно, случайно или специально даты совпадают. Важно: конкурировать за внимание активных членов сообщества в этой ситуации очень сложно. Неудивительно, что на последних Школах "новеньких" было очень мало, в основном - "ветераны", которые ездили уже не первый год.
Добавьте к этому, что в последние годы я всеми вопросами занималась сама, без команды. Да, на самой Школе мне очень много помогали "ветераны", за что им очередной низкий поклон. Кто-то помогал со встречей/проводами гостей, кто-то закупал то, что я не успевала, кто-то решал вопросы в гостиницах, пока я гонялась между вокзалом и аэропортом и т.п. Но 3 месяца подготовки были полностью на мне. И каждый раз с новыми приключениями, не всегда веселыми.

Причина 3. Участники
Во-первых, они тоже могли в последний момент передумать. И никак об этом не сообщить вплоть до дня накануне. Топ причин - те же: кто-то уже и забыл, что он записывался, а кто-то передумал, и был уверен, что я догадалась. Конечно, кто-то отказывался и по уважительным причинам. Особенно - зимой: на одной из зимних школ грипп выкосил ровно половину участников за неделю до начала, и новых я набрать просто не успела. Благодаря неприездам я влетала (или влетал мой партнер, через которого я проводила мероприятие) на самые разные суммы. Рекорд "влета" - $1200. Я молчу уже о тех нескольких Школах, когда я отказывала кому-то из-за того, что держала места тем, кто передумал и не сообщил...

Во-вторых, всегда находился кто-то с особыми запросами, кто озвучивал их не заранее, а по приезду. К примеру, всегда находился кто-то, кто возмущался, что я селю участников по двое. То, что оргвзнос возрастал бы в 1,5-2 раза, не интересует (особенно - тех, за кого платит организация). Я молчу уже про то, что кому-то кофе слишком растворимый, кому-то нужна ванная, а не душевая кабинка, и много чего еще. 
Эти вопросы снимались на тех двух Школах, которые я проводила в Минске: люди сами выбирали себе отели, или снимали квартиры. Но в Минске терялось самое важное: трещать про eLearning ночи напролет, есть вместе шашлык, играть по вечерам в настольные игры, ходить в баню! Как написал у себя в Facebook один наш гость из Лондона: "Баня - это такое место, где голые мужики вместе пьют пиво и говорят только на профессиональные темы". 

В-третьих, еще одно мое любимое: "Посмотрю, кто едет, и подумаю". Да, я сама к этому приучила: на сайте e-learning.by всегда было видно, кто уже подал заявку - они автоматом добавлялись в список участников. Да, люди часто едут именно ради возможности с кем-то развиртуализироваться, с кем-то повидаться. Но все-таки огорчает, когда человек едет не ради содержания, над которым мы с ведущими работаем несколько месяцев, а ради потусить. Я сама не люблю мероприятия, которые интересны только кулуарами, и никак не хочу, чтобы мое стало таким же. 

В-четвертых, белорусы. Я создавала это мероприятие, чтобы у нас в стране было место, куда белорусским обученцам можно приехать, на 4 дня полностью погрузиться в тему, уехать отдохнувшими, с новыми идеями и проектами (очень много было классных совместных проектов у "школьников", как я им радовалась!). Но белорусы ныли, что им $350 за 4 дня (с проживанием, едой и всем остальным) дорого. Причем, ныли именно те, кто ездил потом в Москву на фирменных поездах, за оргвзносы в 500 евро/2 дня, плюс расходы на недешевые отели. Находились даже те, кто (ни разу не приехав!!!) отговаривали ехать сюда, и такие уже дикие версии генерировали того, что тут происходит, что я не знала, смеяться или плакать. 

Резюме.
Возможно, я просто не могу угнаться за актуальностью, и не понимаю, что у нас сейчас в прости-господи-трендах. Я делала каждую Школу такой, чтобы было интересно и актуально мне. Я полагала, что я достаточно в теме происходящего в eLearning, чтобы предлагаемое мной было интересно и актуально другим специалистам. Может быть, я давно безгранично отстала. Может быть, людям интереснее и актуальнее курсы про то, как поставить камеру и микрофон, чтобы наснимать видосы, а IoT, виртуальная и дополненная реальность в применении к обучению - это совсем не про это. 

Одно я знаю точно. Для меня Школы были отдушиной. Местом силы и профессиональной радости. Точкой для нового рывка вперед. Самыми ожидаемыми 4 днями в году. Но больше это не так! 
В этом году вместо того, чтобы наполняться энергией, я готовила Школу и... разрушалась. От каждого "Я посмотрю, кто едет, и решу...". От почти десятка "Лена, я не смогу приехать". От каждого "Я буду делать не так, как мы с тобой обсуждали". От каждого "За деньги не поеду". И много еще от чего, чего не хочу говорить. Неудивительно, что я попросту свалилась накануне, и даже не смогла участвовать. 

Спасибо всем, благодаря кому случились эти 12 Школ. Всем, кто помогал с организацией. Всем, кто активно участвовал. Всем, кто собирался в команды после и творил чудесные проекты. Всем, кто писал письма поддержки. Всем, кто дарил подарки участникам. Это был классный опыт, и даже в негативных своих проявлениях очень полезный. И я хотела бы вспоминать его с благодарностью, как сейчас. Я решила сохранить радостные воспоминания, и не хочу их глушить нерадостными реалиями. 

И желаю сил, терпения, хороших участников и надежных партнеров всем, у кого есть свое похожее детище! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий