понедельник, 11 декабря 2017 г.

А чо такого? А ничо такого!

На днях Facebook-лента принесла прелестную ссылку. В этом проекте прекрасно все! Абсолютное попадание в целевую аудиторию! Список университетов, в который не захочет, думается, попасть ни один университет. Более 2000 подписчиков ВКонтакте! И особенно - услуги "под ключ". 

Еле удержалась, чтобы не поиграть в тайного покупателя :) Так и представляю себе диалог в чате.

- Здравствуйте! Могу вам чем-то помочь?
- Здравствуйте! Я учусь в АБВГДУ. У меня проблема: я не прошла ни одного теста по курсу "Тайм-менеджмент". Не было времени... А завтра крайний срок. 
- Это тот "Тайм-менеджмент", который ведет Часовой О.К.?
- Он самый.
- Не волнуйтесь, девушка. Мы вам поможем. Наши специалисты уже 100+ раз сдавали эти тесты, поэтому даже не будем брать 24 часа на оценку стоимости. В этом курсе 8 тестов, по 400 руб. каждый - итого 3200 руб. Кроме того, в этом месяце у нас действует скидка 10% при заказе более 5 работ! Таким образом, стоимость работ для вас будет составлять 2880 руб.
- Прекрасно! Какие мои дальнейшие действия?
- Мы вышлем счет на оплату на e-mail. Вы оплатите. После этого предоставите нам свой логин и пароль для входа в СДО, и мы начнем работу. На прохождение этих тестов уходит обычно 1-1,5 часа.
- Отлично! Мой e-mail: nafigmneetotvuz@abwgdu.ru.
- Спасибо! В течение 15 минут вы получите счет на этот e-mail. А пока подпишитесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе наших акций и участвовать в наших конкурсах.

Многие коллеги махнули рукой: что тут такого? Так было всегда, ничего нового. С этим трудно поспорить. Грешна: я тоже когда-то помогала решать контрольные по математике своим знакомым заочникам. Совесть меня не мучила: задания и методички, которые они мне приносили, не выдерживали никакой критики, формулы и разобранные примеры были с ошибками, и если бы у меня не было своей горы учебников, то и я не смогла бы решить эти задачи. Так что, думаю, и этих ребят совесть не мучает. 

Но теперь, когда я сама уже около 20 лет преподаватель, из которых 12 лет занимаюсь дистанционным электронным обучением, мне тоскливо и страшно. Причин, три. 
Во-первых, какое очное обучение, такое и дистанционное. Ну, тут ничего нового. Потому некоторые и сторонятся дистанционного обучения (и преподаватели, и студенты), что там многое становится прозрачнее и вылазит наружу. И если раньше я надеялась, что переход в онлайн заставит преподавателей пересмотреть то, что они делают, то теперь я понимаю, что этого не будет. Кто работал интересно, тот и продолжит это делать. А всем остальным просто неинтересно.
Во-вторых, многие уже смирились, что студент учится не сам, а за него кто-то делает, и что это в порядке вещей.
В-третьих, те, которые ревностно берегут свой контент, и трясутся над каждой буквой, начнут придумывать новые параноидальные способы, как проверять, что именно этот студент тебе сдал именно эту работу. А то и вообще соскочат.

Это как было с банкетками в гимназии у моих детей. Решали на попечительском совете, ставить или не ставить банкетки в коридоре: 
- С ними, конечно, уютнее, и будет где присесть, но дети у нас пока дикие - вдруг испортят?
- А как, - спрашиваю, - вы поймете, что дети больше не дикие, и что уже можно ставить банкетки?
- Не знаю... Но пока дикие.
- А хотите я вам скажу, как сделать, чтобы они их сами не портили и другим не позволяли?
- Очень интересно. И как?
- Пусть они эти банкетки сами на уроках труда сделают! Пусть чертежи придумают и в Corel нарисуют. Девочки пусть выкройки сделают для сидений и сошьют сидения, а мальчики выпилят и лаком покроют на уроках труда.
- Кстати, да! Отличная идея! - подхватили родители.
- Так это ж мне тогда надо будет материалы все закупить...
- Так материалы дешевле, чем готовые банкетки, - обрадовались родители.
- У нас на труды всего один час в неделю - трудовик не согласится.
В итоге решили, что не будет банкеток: и дети дикие, и родителям как-то на них скидываться уже не хотелось. А у меня появился личный мем: "эффект банкетки".

Так и тут будет. 
Придет какой-нибудь активный, влюбленный в профессию преподаватель и скажет, мол, давайте мы их будем вовлекать, приучать к труду, формировать культуру обучения и все такое прекрасное. А им в ответ: "Нет, они пока дикие", и дальше либо смирятся и поставят госоценку, либо начнут этих "диких" подлавливать на вранье и с позором прогонять. 
Я бы, кстати, начала с группы ВКонтакте, которая по той прелестной ссылке - там они, голубчики, как на ладони все! Оттуда перейдем к проверке IP-адресов во время тестирования и вебинаров, а затем к голосовой идентификации, считыванию отпечатков пальцев и радужной оболочки (чем не QR-коды?!), а также к треканью направления взгляда при прохождении теста. 
Ненуачо! Это ж всяко легче, чем сформировать такую культуру, какую я видела в одном американском вузе: на вопрос моей коллеги, а как вы проверяете, что они сами проходят задания, последовало полное недоумение во взгляде и вопрос: "А какой смысл, чтобы за тебя кто-то проходил?!" 
Но культура - это долго! Или вот проектное обучение, в котором надо быть регулярно на связи и оперативно реагировать на непредвиденные обстоятельства - это дорого, и если даже кто-то возьмется это делать вместо тебя, то придется почку продать, чтобы рассчитаться. 
Считывание отпечатков быстрее и проще. Опять же можно грантов под такое дело получить, и настартапиться вволю. И все при деле. Даже вот эти ребята по ссылке: ибо им придется либо закрываться, либо снова ломать. И мне кажется, они предпочтут второе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий