Я занимаюсь продвижением eLearning в Беларуси с 2006 года. Я не бралась с тех пор ни за один образовательный проект, если в нем не было места eLearning. Я работала на этих проектах в самых разных качествах: автором курсов, организатором, руководителем проектов по внедрению учебных порталов и разработке электронных курсов, тьютором, педдизайнером, иллюстратором, верстальщиком и даже программистом.
С какого-то момента мне постоянно звонили и писали специалисты с разных городов Беларуси, которые внедряли eLearning в своих организациях, и просили помочь. Я слушала их и понимала: главная беда - они одиночки, которые долбятся сквозь стены без какой-либо поддержки, на голом энтузиазме, и их надолго не хватит.
К кому-то я могла приехать и провести семинар для преподавателей - я ехала и проводила. Но до кого-то ехать далеко, а время не резиновое. 26 июля 2008 года после очередного такого звонка вечером, после работы я создала сетевое сообщество на Ning.com - чтобы объединить этих ребят, чтобы у них была площадка для коммуникаций и моральной поддержки.
Белорусы, как водится, подтянулись, когда нас уже было 500+ участников из 30+ стран. Это наш национальный вид спорта: понравься другим, чтобы понравиться нам. Для меня это был хороший урок: я поняла, что дистанционный образовательный проект не может и не должен быть с узкой географией, и стать этот проект чисто белорусским мог только если бы я его вела на чистом белорусском языке.
В 2009 году Ning.com стал платным, и удобных способов оплаты из Беларуси тогда не было - пришлось бы искать кого-то, например, в России или США, кто оплачивал бы аренду сервиса. У меня был месяц, чтобы решить, что с этим делать. Я боялась, что проект придется закрыть, но на помощь пришел мой муж-программист: "Давай я тебе сделаю сайт". Я бросилась проектировать, писать ТЗ и рисовать макеты. Самой сложной задачей было перенести весь накопленный за год контент (включая дискуссии на форуме) на новый портал. Но мой грандиозный муж сделал это! Единственные проблемы были с теми материалами, где были гиперссылки - они скачались как текст. Я не поленилась и прошлась по материалам, искала эти "дырки" и восстанавливала ссылки везде, где это было возможно. Все это мы с ним делали в свободное от основных работ время - чаще всего по ночам. Зато успели! А доменное имя e-learning.by стало его подарком на годовщину нашей свадьбы.
В 2010 году я попала на конференцию в Москву. Это был какой-то праздник развиртуализации! К тому моменту мы уже почти два года активно обсуждали различные темы на портале, каждую неделю проводили вебинары, публиковали разные материалы для обсуждения с коллегами. Только не виделись! Поэтому искренне радовались, обнимались, жали друг другу руки и благодарили за дискуссии и вебинары. Именно после той конференции я поняла, что нам нужно в Беларуси проводить очное мероприятие - ибо никто так не рад очной встрече, как специалисты по дистанционному обучению. :) Так появились "белорусские Школы", о которых я уже писала.
А портал продолжал развиваться. Я придумывала новые рубрики и новые сервисы, а муж добавлял эти фичи. У нас даже есть фича, придуманная специально для сетевых профессиональных сообществ, аналогов которой я до сих пор нигде не видела. Надо при случае предложить какому-нибудь Google или Facebook. ;)
Я находила специалистов, которые проводили вебинары, писали статьи и давали интервью. Мы с активными участниками тщательно подходили к созданию дискуссий по важным для нас темам: сначала обсуждали, какую идею хотим донести, и практически прописывали статью, а потом выбирали часть этой статьи так, чтобы спровоцировать обсуждение.
Еще я очень хотела создавать бесплатные сервисы, которые помогали бы создавать интерактивные элементы для курсов, т.к. существующие тогда инструменты были дороги и сложны для преподавателей, и в Беларуси их мало кто мог себе позволить. Я даже запустила два сервиса для создания интерактивных flash-тренажеров, которые можно было бы вставлять в электронные курсы. Один из них был диалоговым тренажером (аналогов сейчас уже достаточно). А у другого до сих пор нет аналога (хотя, признаюсь, он был и остался немного сырым). Но создавать такие сервисы было долго и дорого, а на фоне "скачек" с Flash - еще и стремно. И мы развитие этого направления остановили.
Еще я очень радовалась, что на e-learning.by не прижился ни один тролль. Самый живучий продержался дней десять, и все равно сбежал. Это благодаря активу, который сформировался вокруг проекта: они набрасывались на тролля, и очень конструктивно и профессионально показывали, что в чужом доме нельзя гадить. Собственно, потому и репутация у портала была такой: если надо обсудить какой-то вопрос конструктивно и без троллей, "идите к белорусам" (в смысле, на e-learning.by).
Но наступил момент, когда поддерживать портал "по остаточному принципу" больше не было ни ресурсов, ни смысла. Причин несколько.
С какого-то момента мне постоянно звонили и писали специалисты с разных городов Беларуси, которые внедряли eLearning в своих организациях, и просили помочь. Я слушала их и понимала: главная беда - они одиночки, которые долбятся сквозь стены без какой-либо поддержки, на голом энтузиазме, и их надолго не хватит.
К кому-то я могла приехать и провести семинар для преподавателей - я ехала и проводила. Но до кого-то ехать далеко, а время не резиновое. 26 июля 2008 года после очередного такого звонка вечером, после работы я создала сетевое сообщество на Ning.com - чтобы объединить этих ребят, чтобы у них была площадка для коммуникаций и моральной поддержки.
Белорусы, как водится, подтянулись, когда нас уже было 500+ участников из 30+ стран. Это наш национальный вид спорта: понравься другим, чтобы понравиться нам. Для меня это был хороший урок: я поняла, что дистанционный образовательный проект не может и не должен быть с узкой географией, и стать этот проект чисто белорусским мог только если бы я его вела на чистом белорусском языке.
В 2009 году Ning.com стал платным, и удобных способов оплаты из Беларуси тогда не было - пришлось бы искать кого-то, например, в России или США, кто оплачивал бы аренду сервиса. У меня был месяц, чтобы решить, что с этим делать. Я боялась, что проект придется закрыть, но на помощь пришел мой муж-программист: "Давай я тебе сделаю сайт". Я бросилась проектировать, писать ТЗ и рисовать макеты. Самой сложной задачей было перенести весь накопленный за год контент (включая дискуссии на форуме) на новый портал. Но мой грандиозный муж сделал это! Единственные проблемы были с теми материалами, где были гиперссылки - они скачались как текст. Я не поленилась и прошлась по материалам, искала эти "дырки" и восстанавливала ссылки везде, где это было возможно. Все это мы с ним делали в свободное от основных работ время - чаще всего по ночам. Зато успели! А доменное имя e-learning.by стало его подарком на годовщину нашей свадьбы.
В 2010 году я попала на конференцию в Москву. Это был какой-то праздник развиртуализации! К тому моменту мы уже почти два года активно обсуждали различные темы на портале, каждую неделю проводили вебинары, публиковали разные материалы для обсуждения с коллегами. Только не виделись! Поэтому искренне радовались, обнимались, жали друг другу руки и благодарили за дискуссии и вебинары. Именно после той конференции я поняла, что нам нужно в Беларуси проводить очное мероприятие - ибо никто так не рад очной встрече, как специалисты по дистанционному обучению. :) Так появились "белорусские Школы", о которых я уже писала.
А портал продолжал развиваться. Я придумывала новые рубрики и новые сервисы, а муж добавлял эти фичи. У нас даже есть фича, придуманная специально для сетевых профессиональных сообществ, аналогов которой я до сих пор нигде не видела. Надо при случае предложить какому-нибудь Google или Facebook. ;)
Я находила специалистов, которые проводили вебинары, писали статьи и давали интервью. Мы с активными участниками тщательно подходили к созданию дискуссий по важным для нас темам: сначала обсуждали, какую идею хотим донести, и практически прописывали статью, а потом выбирали часть этой статьи так, чтобы спровоцировать обсуждение.
Еще я очень хотела создавать бесплатные сервисы, которые помогали бы создавать интерактивные элементы для курсов, т.к. существующие тогда инструменты были дороги и сложны для преподавателей, и в Беларуси их мало кто мог себе позволить. Я даже запустила два сервиса для создания интерактивных flash-тренажеров, которые можно было бы вставлять в электронные курсы. Один из них был диалоговым тренажером (аналогов сейчас уже достаточно). А у другого до сих пор нет аналога (хотя, признаюсь, он был и остался немного сырым). Но создавать такие сервисы было долго и дорого, а на фоне "скачек" с Flash - еще и стремно. И мы развитие этого направления остановили.
Еще я очень радовалась, что на e-learning.by не прижился ни один тролль. Самый живучий продержался дней десять, и все равно сбежал. Это благодаря активу, который сформировался вокруг проекта: они набрасывались на тролля, и очень конструктивно и профессионально показывали, что в чужом доме нельзя гадить. Собственно, потому и репутация у портала была такой: если надо обсудить какой-то вопрос конструктивно и без троллей, "идите к белорусам" (в смысле, на e-learning.by).
Но наступил момент, когда поддерживать портал "по остаточному принципу" больше не было ни ресурсов, ни смысла. Причин несколько.
- Появилось много других сетевых сообществ для "обученцев". Конкуренция за внимание сильно выросла. Находить авторов статей и ведущих вебинаров становилось все сложнее. Однажды я поняла, что мы либо повторяемся, либо уходим от темы.
- Специалисты стали уходить в личные блоги и соцсети. То, что им было актуально, и чем они болели, они предпочитали обсуждать на своих страницах, со своей аудиторией, и под своим контролем. Я это даже за собой заметила. В итоге рассчитывать на уникальный авторский контент я больше не могла - только на перепосты.
- Как-то быстро и незаметно сфера eLearning сделала крен на две базовые темы: МООСи и eLearning как инструмент продаж (чем, в общем, и МООСи являются на самом деле). Я вижу это на конференциях и по запросам от потенциальных заказчиков. От меня теперь хотят только двух вещей: а) наклепать видосов с тестами, б) подобрать платформу для "продающих" вебинаров.
- Благодаря этим прости-господи-трендам набрать людей на бесплатный "непродающий" вебинар, с интересной темой и спикером, которому просто хочется поделиться опытом, идеей, мыслями, стало совсем тяжко. Люди регистрируются на все подряд, и доходит в лучшем случае треть записавшихся. И это обидно, потому что ты готовился, ты хотел сделать интересно, ты отложил все дела, а пришло 5 человек... Бесплатный вебинар четко прописался в головах, как вебинар, на котором будут что-то втюхивать. "Не - дык не", - сказали специалисты, и ушли туда, где за вебинары платят, и есть продажники, которые набирают тебе хотя бы пару десятков слушателей.
- Появилось много ребят, для которых мой муж придумал классное определение: молодые спаниэли. Энергии много, но ничего толком не умеют: носятся по лесу, уток пугают - никакой охоты с ними. Последней каплей стал подслушанный летом разговор на одном нашем белорусском ивенте по обучению персонала: энергичный "спаниэль" втирал девушкам-HRам, что вот, мол, он только что из Москвы вернулся, так там уже наигрались "во все эти скормы", и поняли, что самое эффективное - это видеокурсы, а мы, мол, отстаем.
- И, наконец, я осознала: не должно быть вообще такого понятия, как eLearning-специалист. У нас в педуниверситете был целый предмет с зачетом: ТСО - технические средства обучения. Компьютер, смартфон и шлем виртуальной реальности - это просто ТСО. Соответственно, специалисту по обучению необходимо и достаточно владеть ИТ на таком уровне, когда он умеет приложить эти самые ИТ туда, куда надо, чтобы получить заданный образовательный результат. На то они и технологии!
Наблюдая за всеми этими изменениями, я прошла все пять пресловутых стадий: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Я осознала, что за последние 5 лет я не услышала ни одной новой идеи, ни увидела ни одного проекта, на котором я мечтала бы хотя бы пяткой постоять... И в один прекрасный день поняла, что я только и делаю, что занимаюсь ликбезом, а хороший "ликбезник" всегда проиграет хорошему "продажнику".
Я больше не хочу.
Не хочу заниматься ликбезом. Да, когда меня зовут отчаявшиеся одиночки, чтобы я выступила у них в вузе, колледже или на семинаре, я иду. Бесплатно иду, потому что помню себя на их месте. И радуюсь, что после моего выступления всегда найдутся несколько человек, которые садятся и все переделывают в своих курсах. Но что такое несколько человек по сравнению с сотнями, задуренными на конференциях про всемогущесть видеороликов?
Не хочу, чтобы меня воспринимали как eLearning-специалиста. Во-первых, в том понимании, которое сформировалось на сегодняшний момент, мне тесно и скучно. Во-вторых, для развития того же eLearning в Беларуси будет полезнее, если сформируется понимание, что обучение - это очень технологичная штука, если эти технологии применять, где надо, а где не надо, не применять.
Поэтому работа e-learning.by переведена в режим "только для чтения". Больше не будет новых дискуссий, вебинаров, материалов, сервисов. Но польза, уверена, еще будет, т.к. из некоторых "спаниэлей" со временем могут вырасти классные охотники, и тогда им многое пригодится из того, что там лежит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий