Участвую параллельно в двух проектах, на которых наблюдаю два разных подхода. Условно назвала "Заводить" и "Запускать".
ПРОЕКТ 1. Разрабатываю ЭУМК по маркетингу. Руководитель проекта на стороне заказчика настоятельно просит, чтобы везде, где это возможно, были подсказки, инструкции, что делать дальше, как и где скачать файлы и т.п. Инструкции такие будут не только в ЭУМК, но и на портале, и в специальной раздатке. Этот подход я назвала "Заводить": т.е. берем за ручку и водим человека. Если не водить - сам делать ничего не будет.
Я практиковала такой же, когда работала в ИБМТ БГУ. Правда, с гораздо меньшей степенью фанатизма, чем мой любимый заказчик :) И все-таки: разрабатывала силлабусы, в которых были подробные инструкции, что где брать, где читать, на каком форуме чего писать, как подключаться к вебинару, как просматривать запись и много другого "как". И потом еще там-сям (на форуме, в курсе, в шаблоне задания и т.п.) добавляла напоминалки о том, что они и так уже должны были знать. (не удивлюсь, если эти подсказки быстро уходили в слепую зону).
Я даже пропагандировала такой подход на разных конференциях. Скажу больше: я еще и с преподавателей своих все это требовала. Ибо подход вполне рабочий, дает результат. И совесть у организаторов обучения спокойнее: все сделал, чтобы спокойно сидели и учились.
ПРОЕКТ 2. Вместе с Викой +Пилипцевич обучаем менеджеров проектов и консультантов продуктовой ИТ-компании бизнес-анализу. В курсе есть довольно большие задания, которые надо выполнять группой. Оформлены в виде шаблонов с краткими инструкциями.
Но корпоративные группы - это такие группы, в которых учатся очень занятые сотрудники: накопились "хвосты". А тут как раз у Виктории чудный вебинар наступил: "Коммуникации на проекте". И первым же слайдом - вопрос: почему подвисли задания, и что нужно было сделать, чтобы не скопились "хвосты". Вторым - что теперь нужно сделать, чтобы закрыть "хвосты" и успеть сделать те задания, которые еще впереди. Постепенно вышли на правду жизни: не составили план коммуникаций, не распределена ответственность, кто все собирает и сводит, не выработаны правила работы с документом и т.п. За оставшееся время вебинара все составили и распределили.
Такой подход я назвала "Запускать". Без инструкций он не обошелся, конечно. Но "водить за ручку" и "расклеивать" везде подсказки и указатели тоже не стали. Мы запустили слушателей в среду, в которой они варились так, как им подсказывал опыт, согласно имеющимся приоритетам. В результате получили один результат "варки" на всех - и результат этот их не обрадовал. Провели работу над ошибками, спланировали работу и закрыли почти все "хвосты".
Чем больше преподаю, тем больше ухожу в сторону подхода "Запускать". Именно он позволяет реализовать компетентностный подход. Нужна Среда, в которой можно прожить деятельность, которой обучаешься. Такая маленькая жизнь-черновичок. В ней можно все: сделать отличную/ужасную работу, сделать ее быстро/медленно, одному/вместе, как надо/как получится. И чем разностороннее и богаче будет этот опыт, тем выше будет эффект. Разумеется, если организована правильная рефлексия (активная оценка нам в помощь).
С подходом "Заводить" в этом плане сложнее. Человек привыкает, что с ним кто-то няньчится. А потом, когда Мэри Поппинс улетела, теряется и не знает, что делать. А делать работу над ошибками сам не обучен.
Безусловно, нужны правила. Вот только лучше, чтобы эти правила разрабатывали те, кто потом по ним будет выстраивать свое обучение. Сами.
В апреле запускаем как раз такую группу. Все мысли о том, как прямо с первого вебинара закружить этот поток. Ну да я с Викой ничего не боюсь уже :)
ПРОЕКТ 1. Разрабатываю ЭУМК по маркетингу. Руководитель проекта на стороне заказчика настоятельно просит, чтобы везде, где это возможно, были подсказки, инструкции, что делать дальше, как и где скачать файлы и т.п. Инструкции такие будут не только в ЭУМК, но и на портале, и в специальной раздатке. Этот подход я назвала "Заводить": т.е. берем за ручку и водим человека. Если не водить - сам делать ничего не будет.
Я практиковала такой же, когда работала в ИБМТ БГУ. Правда, с гораздо меньшей степенью фанатизма, чем мой любимый заказчик :) И все-таки: разрабатывала силлабусы, в которых были подробные инструкции, что где брать, где читать, на каком форуме чего писать, как подключаться к вебинару, как просматривать запись и много другого "как". И потом еще там-сям (на форуме, в курсе, в шаблоне задания и т.п.) добавляла напоминалки о том, что они и так уже должны были знать. (не удивлюсь, если эти подсказки быстро уходили в слепую зону).
Я даже пропагандировала такой подход на разных конференциях. Скажу больше: я еще и с преподавателей своих все это требовала. Ибо подход вполне рабочий, дает результат. И совесть у организаторов обучения спокойнее: все сделал, чтобы спокойно сидели и учились.
ПРОЕКТ 2. Вместе с Викой +Пилипцевич обучаем менеджеров проектов и консультантов продуктовой ИТ-компании бизнес-анализу. В курсе есть довольно большие задания, которые надо выполнять группой. Оформлены в виде шаблонов с краткими инструкциями.
Но корпоративные группы - это такие группы, в которых учатся очень занятые сотрудники: накопились "хвосты". А тут как раз у Виктории чудный вебинар наступил: "Коммуникации на проекте". И первым же слайдом - вопрос: почему подвисли задания, и что нужно было сделать, чтобы не скопились "хвосты". Вторым - что теперь нужно сделать, чтобы закрыть "хвосты" и успеть сделать те задания, которые еще впереди. Постепенно вышли на правду жизни: не составили план коммуникаций, не распределена ответственность, кто все собирает и сводит, не выработаны правила работы с документом и т.п. За оставшееся время вебинара все составили и распределили.
Такой подход я назвала "Запускать". Без инструкций он не обошелся, конечно. Но "водить за ручку" и "расклеивать" везде подсказки и указатели тоже не стали. Мы запустили слушателей в среду, в которой они варились так, как им подсказывал опыт, согласно имеющимся приоритетам. В результате получили один результат "варки" на всех - и результат этот их не обрадовал. Провели работу над ошибками, спланировали работу и закрыли почти все "хвосты".
Чем больше преподаю, тем больше ухожу в сторону подхода "Запускать". Именно он позволяет реализовать компетентностный подход. Нужна Среда, в которой можно прожить деятельность, которой обучаешься. Такая маленькая жизнь-черновичок. В ней можно все: сделать отличную/ужасную работу, сделать ее быстро/медленно, одному/вместе, как надо/как получится. И чем разностороннее и богаче будет этот опыт, тем выше будет эффект. Разумеется, если организована правильная рефлексия (активная оценка нам в помощь).
С подходом "Заводить" в этом плане сложнее. Человек привыкает, что с ним кто-то няньчится. А потом, когда Мэри Поппинс улетела, теряется и не знает, что делать. А делать работу над ошибками сам не обучен.
Безусловно, нужны правила. Вот только лучше, чтобы эти правила разрабатывали те, кто потом по ним будет выстраивать свое обучение. Сами.
В апреле запускаем как раз такую группу. Все мысли о том, как прямо с первого вебинара закружить этот поток. Ну да я с Викой ничего не боюсь уже :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий