четверг, 10 апреля 2014 г.

Почему "они" не читают, или В защиту электронно обучаемых

Если что-то может быть понято неверно, оно будет понято неверно 
(Закон Мерфи)

Проводила вебинар по юзабилити е-курсов. Участники - учителя и преподаватели, которые в ближайшее время будут разрабатывать собственные курсы.

Даю задание: "Назовите 3-5 прилагательных, характеризующих привлекательный для пользователя интерфейс". И голосом поясняю, что это должно быть 3-5 первых пришедших в голову прилагательных. Ответ надо написать в чате.

Первые три ответа:

  • "Все помещается в один экран, нет полосы прокрутки"
  • "Зато есть навигация"
  • "Используется определенная гамма цветов"

Задаю вопрос: "Коллеги, прочитайте еще раз задание, а потом прочитайте, что вы написали". Сначала пауза, за ней - смайлики. :)

Кое-кто быстро сориентировался: "Простой, понятный, трехцветный."
Но одна участница пытается обосновать свой первый ответ:
- Тогда лезет в голову: удобный, читаемый, дружественный. Но так же нельзя?
Да, действительно, я им до этого много раз говорила, что не должно быть к курсу требований а ля "удобный, дружелюбный интерфейс", а должны быть конкретные характеристики этого удобства и дружелюбия.
- А я разве просила писать то, что можно? - не унимаюсь я. - Я попросила 3-5 прилагательных, которые первыми придут в голову. Я это написала, а потом еще и озвучила!

Наблюдала подобное много раз. Все мои группы бизнес-аналитиков проходили через это: читают один и тот же текст и выдают N разных его интерпретаций, которые потом рьяно отстаивают. Причем, чем старше аудитория, тем чаще это происходит. Накопленный опыт и богатая фантазия мешают выполнять простейшие задачи.

Дорогие мои обученцы! Вспоминайте, как читаете/слушаете и интерпретируете вы сами, когда будете готовить материалы к своим курсам и/или захотите в очередной раз позлиться, что "они":
  • ничего не читают/не слушают;
  • читают/слушают, но не понимают, хотя все так понятно рассусолено;
  • понимают, но как доходит до дела, творят не пойми что
  • и т.п.
Особенно - если ваши учебные тексты похожи на этот: "Анализ бизнес-событий позволяет понять, как инициируются бизнес-события (например, оформление заказа) и какие связанные с ними процессы происходят в цепочке создания добавочной стоимости предприятия, что включает контакты с клиентами и поставщиками."

5 комментариев:

  1. Сталкивалась с этим постоянно, когда сама вступала в роли преподавателя. А вот стала ученицей - и лопухнулась Не могу пока объяснить природу этого явления :)))

    ОтветитьУдалить
  2. О! Вот оно: "Накопленный опыт и богатая фантазия мешают выполнять простейшие задачи". А ведь опять со второго раза...

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитала вчера в одном из постов, что чтение бумажного текста и чтение с экрана - это разные вида деятельности для мозга, разные компетенции. Если принять это, тогда надо искать технологии обучения чтению с экрана. И начинать с традиционного - внимательность, понимание, а уже потом про применение. Прогресс слишком быстрый, никак не успеть все учесть и продумать в обучении!
    Спасибо за размышления!

    ОтветитьУдалить
  4. Так с бумаги то тоже не читают. Сколько я билась со своим старшим ребенком - "Прочитай внимательно задание"!!! И никак... И не он один такой. Я тоже :)

    ОтветитьУдалить
  5. Анна, надо не только обучать чтению с экрана, но и адаптации текстов под чтение с экрана.
    Катерина, вы с сыном не одиноки! Вас(нас) таких много! :)

    ОтветитьУдалить