пятница, 25 апреля 2014 г.

Немного о системном мышлении и обучении программистов

На этой неделе провела десяток интервью по компетенциям с молодыми ИТшниками. В ходе интервью есть этап сортировки карточек из палитры компетенций: на критические, важные и желательные. Два года назад участвовала в таких интервью, когда собирали модели для ОЦ ПВТ. Теперь делаю это заново.
Кто не знает, в палитре 20 карточек: 5 кластеров компетенций, по 4 карточки в каждом кластере. Соответственно, карточки окрашены в 5 цветов - каждый кластер имеет свой цвет. Я даю их в перемешанном виде - не то, чтобы специально, просто мне лень их каждый раз по порядку раскладывать.
Сегодня уже в третий раз наблюдала программистский подход к сортировке карточек. "Программистский" - потому что больше пока никто так не делал.
Они мгновенно замечают, что карточки разных цветов и так же мгновенно определяют, что эти цвета обозначают. После этого сначала сортируют их по цветам, а затем - раскладывают их перед собой и начинают анализировать - сначала пробегают глазами весь кластер, потом изучают карточки отдельно. Некоторые даже сразу определяли, что все карточки какого-то кластера прямо стопкой надо отправлять в конкретную группу (например, в критические).
На самом деле, такое поведение - это проявление системности мышления: решения принимаются только после анализа всей картины целиком.
Совершенно справедливо, что почти все программисты, с которыми мы проводили интервью, отмечают системное мышление как критическую компетенцию. Задачи, которые они выполняют, таковы, что без нее действительно никак. А ведь эта компетенция - одна из самых сложных для развития. И об этом надо помнить всем, кто этих самых программистов обучает: организуйте обучение так, чтобы тренировать системное мышление.