среда, 2 апреля 2014 г.

Анализ запроса на курс

Представьте, что вам надо разработать программу обучения для сотрудников вашей организации. Для пущей конкретности возьмем в качестве примера программу обучения тьюторов бизнес-школы. Что включать в содержание программы? Как обучить именно тому, что необходимо, а не тому, что сам знаешь? Предлагаю несложный алгоритм.

Шаг 1. Выпишите перечень функциональных задач, которые выполняет сотрудник
В нашем примере пускай это будут:

  • Разработка учебных материалов
  • Проведение учебных занятий
  • Разработка индивидуальных планов на учебный год
  • и т.п.
Шаг 2. Для каждой функциональной задачи выпишите список типовых рабочих ситуаций
Например, для разработки учебных материалов типовыми рабочими ситуациями будут:

  • Разработка презентаций по заданной теме к определенному сроку
  • Разработка раздаточного материала по курсу к определенному сроку
  • Разработка контрольного теста по курсу на учебном портале
  • и т.п.

Шаг 3. Выпишите бизнес-правила, которыми контролируются рабочие ситуации
Все рабочие задачи регулируются бизнес-правилами - т.е. такими положениями, которые определяют или ограничивают какие-либо стороны бизнеса. Бизнес-правила могут быть как внешними (например, законодательство), так и внутренними (например, корпоративные стандарты). При этом внутренние бизнес-правила могут быть не всегда где-то зафиксированы - просто все всегда делали так. 
Для формулировки бизнес-правил может пригодиться один из вариантов их классификации:
Тип
Описание
Пример
Факт
Верное утверждение о бизнесе Заказчика программы обучения
Тьюторы могут быть совместителями.
Ограничение
Ограничения, которые действуют на возможности заинтересованных лиц
Тестовые вопросы закрытого типа должны иметь не менее 5 вариантов ответов
Активатор
При определенных условиях приводит к выполнению каких-либо действий
Ежегодно в первую неделю июля в организации проводится Школа тьюторов.
Вычисление
Определяет вычисления с использованием математических формул и алгоритмов
Контрольный тест должен содержать N*10 тестовых вопросов, где N - количество тем курса
Вывод
При определенных условиях приводит к изменению состояния каких-либо сущностей
Если тьютор не предоставил рукопись для раздаточного материала вовремя, его оплата за этот вид работы снижается на 50%
Термин
Важные для бизнеса термины и сокращения
Форум по курсу - это специальный форум на учебном портале, который доступен только преподавателям и слушателям курса

Шаг 4. Выпишите проблемы, которые чаще всего возникают у сотрудников, когда они оказываются в таких рабочих ситуациях.
Крайне важно, чтобы эти проблемы были сформулированы не "из головы", а реально выявлены. Для этого все уже изобретено: опросы сотрудников и их руководителей, наблюдения на рабочих местах, снимок рабочего дня и т.д.
Второй момент, на который обязательно надо обратить внимание - не все сформулированные проблемы могут решаться обучением. Например, если окажется, что при проведении вебинаров у тьютора возникают перебои связи, это организационная проблема, которая относится к недостатками инфраструктуры, а не сотрудника.
Например, при разработке контрольных тестов могут возникнуть следующие проблемы:

  • недостаточное количество тестовых вопросов;
  • ошибки с настройкой доступа для слушателей
  • и т.п.
Шаг 5. Перечислите пробелы в знаниях и умениях, из-за которых возникают проблемы.
Пример приведен в этой таблице.
Шаг 6. Определите, какие из выявленных пробелов вы можете закрыть в рамках обучения в вашей организации.
В приведенном примере вряд ли есть смысл включать в программу блок по изучению правил русского языка. По правилам оформления презентаций и раздаточных материалов (если они зафиксированы) сотрудник также обязан ознакомиться самостоятельно и соблюдать их. И хорошо понимать, что произойдет, если он этого не будет делать.
Шаг 7. Структурируйте выявленные пробелы в знаниях и умениях в темы. 
Избегайте "золочения" содержания с целью "общего развития". Если вам что-то кажется полезным, но к выявленным проблемам это не относится, не включайте это в обязательную программу обучения. Лучше создайте список полезных ссылок для самых жадных до знаний.
***
Как думаете, коллеги, в университетах можно применить такой подход?