воскресенье, 6 апреля 2014 г.

Неправильный e-learning. Кейс № 2

Еще один кейс. К сожалению, очень распространенный.
***
Вуз решает внедрять дистанционное обучение (ДО) и сделать это быстро. Выходит приказ ректора: всем преподавателям через 1 месяц необходимо опубликовать в LMS (полученной на халяву) как минимум один из тех курсов, которые они преподают. Опубликовать курс = выложить конспекты своих лекций по каждой теме в соответствии с учебным планом + тесты по каждой теме + итоговый тест. Кто не выполнит, наказывается рублем (а то и еще чем).
Что делают преподаватели? Правильно: компиллируют по-быстрому контент из Интернета, клипают тестовые вопросы как умеют. Правда, имеются и те, кому это нравится: потому что именно они и предложили внедрять ту самую LMS. Более того, они же запустили в дистанционном формате целую программу переподготовки по экономическому направлению!
Проходит 2 года, нужно подводить итоги. Для этого проводятся опросы преподавателей и слушателей новой формы. Результатами обучения удовлетворены 25-30% (по обе стороны).
Большая часть преподавателей отметила, что успеваемость резко упала, студенты хуже сдают экзамены. Большая часть слушателей высказалась, что им такой формат не подходит - нужна сильная мотивация, чтобы прочитать 15 (!) 20-30-страничных (!) текстов, к примеру, по высшей математике и понять их без объяснений преподавателя. Некоторые отметили, что тесты глючат: отвечали прямо по конспекту, а ответ неправильный. И много чего еще вылезло.
На основании полученных данных энтузиасты ДО, которые все это замутили, сделали следующие виды:

  • ДО не подходит для (дальше длииииный перечень дисциплин, среди которых математика, микроэкономика, макроэкономика, программирование и мн. др.);
  • элементы ДО очень дозированно могут быть использованы при изучении (дальше короткий список дисциплин, среди которых менеджмент и маркетинг);
  • внедрение ДО - это очень затратная вещь: сначала подготовь материалы, а потом не дай бог там какая ошибка закралась, надо все удалять и делать заново (имелось в виду, что надо удалить docx-файлик, исправить ошибку и заново его закачать LMS).
Эти выводы подтверждались данными исследований (результаты опросов, оценки выпускников и т.п.): в табличках с цифрами для очной и очно-дистанционной формы, на которых у ДО просто нет никаких шансов. С этими табличками люди выступали на многих конференциях и семинарах. На этих табличках защищались диссертации об эффективности ДО в бизнес-образовании.
***
Не знаю, сколько еще подобных историй я услышу. Видимо, это какой-то типовой сценарий - какая-то детская болезнь вроде "свинки", которой многие болеют. Надеюсь, этот кейс станет хоть для кого-нибудь прививкой от повторения подобных ошибок.